Как следует из одобренной министерством образования РФ «Концепции профильного обучения на старших ступенях общего образования» разделение содержания программы обучения на старших ступенях осуществляется на основе сочетаний курсов трех видов: профильных, элективных и базовых. Каждый из этих курсов вносит собственный вклад в профильное обучение, и каждый из них имеет определенный круг задач.
Общеобразовательные базовые курсы заключают в себе обязательную для школьников инвариативную составляющую образования, кроме того они направлены на окончание общеобразовательной подготовки.
Профильные курсы представляют собой углубленное изучение конкретных предметов и ориентированы на подготовку выпускников школ к получению определенного профессионального образования.
Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальной потребности, склонности или интереса школьника. Они являются важнейшим средством создания образовательных индивидуальных программ, ведь именно они связаны с выбором каждого школьника содержания программы образования в зависимости от его, способностей интересов и жизненных планов. Эти курсы компенсируют ограниченные возможности профильных и базовых курсов в удовлетворении различных образовательных потребностей учеников старших классов.
Данная роль элективных курсов в системах профильного обучения определяет их функции и задачи.
По назначению различают следующие виды элективных курсов.
Одни, являются «надстройкой» профильного курса и обеспечивают более высокий уровень изучения различных предметов для способных школьников.
Другие, обеспечивают связи между различными предметами, предоставляя возможность изучения смежных учебных предметов на профильном уровне. Такими элективными курсами могут быть курсы: для школьников, которые выбрали экономический профиль – «математическая статистика», для технологически-индустриального профиля – «компьютерная графика», для гуманитарного – «история искусств».
Третий вид элективных курсов способен помочь ученику профильного класса, в определенный предмет изучается на базовом уровне, на повышенном уровне подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Еще один вид элективных курсов ориентирован на учеников, стремящихся прибрести образовательные результаты для успешного продвижения на рынках труда. К таким курсам относятся курсы делового английского языка, делопроизводства и т.д.
Последний вид элективных курсов носит «надпредметный» или «внепредметный» характер. Они рассчитаны на определенные познавательные интересы значительной части старшеклассников, выходящие за рамки абсолютного большинства традиционных предметов, и распространяющиеся на область деятельности человека, которая не входит в круг выбранного профиля обучения. К таким курсам относятся курсы основ рационального питания, подготовки автолюбителей и т.п. Как правило, данный вид курсов является платным. Но все чаще, образовательные учреждения идут навстречу школьникам и их родителям и предоставляют элективные курсы со скидкой.
Оценивая педагогическую целесообразность и возможность введения определенных элективных курсов, не следует забывать о таких важнейших задачах этих курсов, как формирование умений и способов решения важнейших практических задач, продолжение профессионально-ориентационной работы, осознание способов и возможностей реализации определенного жизненного пути.
Элективные курсы проводятся в школах за счет времени, которое отводится на компонент данного образовательного учреждения.
При вводе элективных курсов в школьное образование необходимо учитывать не только их учебные пособия и программы, но и все методическую систему, так как профильное обучение является не только разделением содержания образования, но и по-другому построенным учебным процессом. Именно поэтому в различных примерных учебных планах конкретных профилей в течение времени, которое отводится на элективные курсы, обязательно предусмотрены часы в старших классах, предназначенные для организации учебных проектов, исследований и практик. Данные формы обучения, как и развитие самостоятельной деятельности в процессе обучения, применение различных новых методов (дистанционное обучение, учебно деловые игры и т.д.), становятся одним из важнейших фактором проведения успешного занятия по элективным курсам.
Данная организация обучения подразумевает необходимость в разделение класса, на две подгруппы, как минимум. Одним из основных залогов успешного внедрения элективного курса является наличие подготовленной учебной литературы по данным видам курсов. В качестве литературы для элективных курсов может быть использовано учебное пособие для факультативных курсов, кружковой работы, различный научно-популярный и справочный литературный материал.
Общеобразовательные учреждения принимают решения и несут ответственность за проведение и содержание элективных курсов в порядке, установленном учредителем.