Это я потому говорю, что дешевле 300 баков велик брать вообще не стоит.
Вообще, для города и езды с ветерком более удобен велик только с передней суспензией. Брать фулл-суспенжн для города и проселка – не рекомендую. Рессора сзади хороша для даунхила – а это страшно, и, как я знаю, реальных даунхиллеров мало, а тех, кто может на скорости сделать банни-хоп, и того меньше. А приличный велик с полной подвеской стоит дороже килобакса. Велик с полной подвеской совершенно бесполезен на проселке или шоссе, он постоянно раскачивается и не позволяет набрать скорость, рвануть с места, да и просто лисепидист тратит кучу энергии на компенсацию этих болтанок.
Передний амортизатор тоже как бы снижает скоростные качества велика, но в большинстве моделей его можно настроить на более жесткий режим.
Передний амортизатор делает езду более комфортной и управляемой, особенно на гравии и в сырую погоду. Для города-села и "для покататься" достаточно передней эластомерной вилки с ходом 60 мм. Вилки с большим ходом, как правило, уже пневматика и ездовых качеств велика на обычной дороге не улучшают, а стоимость такой вилки растет сильно, да еще второй насос надо постоянно таскать с собой.
Существуют также кросс-кантри велики, они, как правило, не имеют амортизаторов вообще.
Рассчитаны на скорость и не очень комфортны, из-за тряски и более худшего контроля на колдобинах. Вообще, кросс-кантри велик – это обычный роад-байк с агрессивными усиленными колесами. Минусы у этой конструкции - геометрия: лисапедист более горизонтален, чем в маунтбайке, а это не все умеют терпеть.
Маунтинбайк имеет стандартные колеса 26 дюймов, в то время как кросс-кантри 700 миллиметров (есть уродцы с 29 дюймами, но это скорее экзотика). Большие колеса позволяют набирать большую скорость, в то время как меньшие колеса маунтинбайка позволяют быстрее набирать скорость, делают его более маневренным, особенно на низких скоростях, что очень хорошо в городе, где часто останавливаешься на светофорах, или скачешь по бордюрам.
Дисковые тормоза - круто.
Но опять таки хорошие дисковые тормоза увеличивают стоимость машины на 300-400 баксов, а преимущества этих тормозов можно оценить только в больших гонвонищах в сырую погоду, что вам вряд ли прилется испытать. Берите клещевые, они проще и отремонтировать их легче.
Колеса лучше брать с двойными стенками, особенно если вес больше 100 кг.
У меня Giant Rinkon. Я его взял за 320 баков. За два года наездил больше 6000 километров и по горам и по бездорожью, но в основном по городу и проселкам. За два года я поменял на нем: резину 4 раза, 2 раза боттом-браккет (не знаю, как по-русски – кассету подшипников, через которую педали проходят), 2 раза менял тормозные колодки, 2 раза перетягивал колесо (после неудачных приземлений).
Я упомянул про 200-300 баков, которые придется добавить в покупаемому велику на прибамбасы.
Это всегда так. После покупки велика приходится покупать компьютер, багажник, педали с клипами, обувь к педалям, иногда более длинный вынос, рога, звоночек, фонарь вперед и назад, шлем, насос, камеры, инструменты и т.д. Это как раз и выходит 200-300 баксов.
А еще резина.
Обычно на маунтинбайки ставится агрессивная резина, которая быстро изнашивается – примерно через 1000-1200 километров. Приличная резина стоит 20-60 баков за покрышку.
Но самый подсад в покупке первого велика заключается в том, что, поездив на нем, понимаешь, что ты хотел другой велик. Поэтому рекомендую взять машину за 300-400 баксов: все равно либо забросишь, либо через год-два купишь другой.