«Мы не исключаем, что Грузия может начать военную операцию против Абхазии в самое ближайшее время», — сказал Кеняйкин. По его словам, «в эти дни практически ежедневно происходят поставки военного имущества, в частности со стороны Турции». «Мы также имеем данные, что в западных районах Грузии, вблизи зоны грузино-осетинского конфликта, происходит сосредоточение и передислокация боевых подразделений, способных осуществить военные действия в Абхазии», — сообщил посол. «Если военный конфликт будет развязан, придется реагировать и военными методами, — предупредил он. — Если кто-то хочет опереться на силы НАТО в расчете на то, что там натовские солдаты будут воевать, то у нас есть чем ответить».
Это самое жесткое заявление Москвы за всю историю конфликта. Прошедшая в пятницу пресс-конференция посла в РИА Новости была экстренной — еще утром ее в планах не было. Одним из поводов стало беспрецедентное заявление спецпредставителя генсека НАТО по Кавказу и Средней Азии Роберта Симмонса. 25 апреля в Тбилиси, комментируя инцидент с очередным беспилотником, сбитым над Абхазией, он сказал, что альянс «ставит под вопрос посредническую миссию Москвы в урегулировании конфликта». В тот же день президент Грузии Михаил Саакашвили пообещал добиться замены российских миротворцев более лояльными. Грузия также грозит преследовать российских бизнесменов, работающих с Абхазией, через Интерпол.
В субботу куратор по Кавказу и Южной Европе от Госдепа США, заместитель госсекретаря Мэтью Брайза назвал заявление Валерия Кеняйкина безосновательным. «США не владеют информацией, что у границы Абхазии происходит концентрация грузинских вооруженных сил, — заявил Брайза. — Наверное, российская сторона не знает, что мы делаем».
«Напротив, мы об этом хорошо знаем», — сказал источник в Минобороны РФ. Данные Кеняйкина там подтверждают, но заявление МИДа больше связывают с информацией, что в декабре Грузия и Украина все-таки получат статус кандидатов в члены НАТО. После этого России придется либо уйти из Цхинвали и Сухуми, либо вступить в прямое столкновение с альянсом. Этого Москва и пытается не допустить.
По словам руководителя Центра Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН Аллы Язьковой, в войне не заинтересованы ни Грузия, ни Россия. Однако провокации в зоне конфликта могут стать поводом к интервенции для США и НАТО, обеспокоенных судьбой трубопроводов Баку — Джейхан и Баку — Эрзурум. «Когда обострение закончится, Запад может потребовать ввода в Абхазию и Южную Осетию полицейской миссии ООН на том основании, что у российских миротворцев нет полицейских функций, — сказала эксперт. — Не факт, что Москва согласится, но это предмет для переговоров».
В пятницу президент Абхазии Сергей Багапш заявил о готовности подписать с Россией военное соглашение. Позволят ли США Грузии начать войну и выполнит ли свои угрозы Россия, выяснится очень скоро. Пока очевидно лишь, что курортный сезон в Абхазии и строительство объектов Олимпиады в Сочи под угрозой.