В предстоящий понедельник Российское космическое агентство планирует представить конкретные планы по разработке будущего российского пилотируемого космического корабля, приходящего на смену "Союзам". В понедельник Роскосмос должен будет назвать основного подрядчика по данному проекту. Как ожидается, им станет "РКК Энергия".
По предварительным планам, новый космический корабль должен будет заступить на службу примерно к 2016-2018 годах, сразу же после этого "Союз", отслуживший России более 40 лет, повторит судьбу американских шаттлов.
До момента официальной презентации информации о новой транспортной системе немного, но она есть. Основная задача будущего российского космического корабля - облегчить орбитальные полеты не только вокруг Земли, но и у Луны, кроме того, пилотируемый аппарат должен будет удовлетворять и другим потребностям будущей российской космонавтики.
На данный момент неофициально новый корабль называется ППТС или Перспективная Пилотируемая Транспортная Система. Проектироваться аппарат будет в расчете на работу в низкоорбитальных условиях Земли и Луны. В рабочем проекте ППТС предусматривается три пилотируемых версии аппарата, а также одна грузовая. Пилотируемые версии будут предназначены для автономных космических полетов, для полетов в составе других космических систем (например МКС), а также для полетов к Луне.
Так, орбитальная земная версия ППТС (стыковочный вариант) должна иметь массу около 12 тонн, вмещать в себя команду из 6 космонавтов и не менее 500 кг грузов, находиться в состоянии автономного полета она должна не менее 5 дней. Автономная орбитальная версия должна брать на борт на менее 4 космонавтов, работая на орбите планеты месяц. Лунный вариант ППТС будет весить 16,5 тонн, вмещать в себя группу из 4 космонавтов и 100 кг грузов. Грузовая версия ППТС должна поднимать на орбиту около 2 тонн, а привозить из космоса не менее 500 кг грузов.
В Роскосмосе говорят, что все пилотируемые аппараты будут многоразовыми, со сроком полезного использования около 15 лет, однако с учетом формы и особенностей ППТС, сама капсула сможет выдержать около десятка полетов в космос и обратно.
Эксперты говорят, что наиболее дорогая и сложная версии системы ППТС будет предназначена для полетов на Луну, а вот промежуточные варианты корабля будут решать целый ряд других задач. При помощи пилотируемой версии ППТС планируется осуществлять полеты на орбите вокруг Земли не только в горизонтальной плоскости (с запада на восток), но и в вертикальной (с севера на юг), то есть через северный и южный полюса. На сегодня на орбитах с большим углом наклона работают только спутники, и то не все (в основном военные).
В дополнение к возможностям, связанным со стыковкой с МКС, ППТС должна уметь обслуживать и другие беспилотные аппараты и даже выступать в роли "космического пылесоса", удаляя с орбиты космические обломки и мусор.
Лунный вариант корабля должен будет находиться в космосе не менее 200 дней, а кроме того поддерживать стыковку с будущей возможной лунной орбитальной станцией. Ранее начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов лунный вариант ППТС станет тем фундаментом, на базе которого будет строиться система для более дальних полетов, в первую очередь на Марс.
Отметим, что ранее Роскосмос провел тендер на создание новой ракеты-носителя, которая должна будет обеспечить вывод на орбиту ППТС. Несмотря на то, что официальные результаты объявят не ранее 6 апреля, многие источники в отрасли говорят, что победителем стал ЦСКБ Прогресс (Самара, Россия). Предполагается, что ракета-носитель будет иметь 3-ступенчатую архитектуру, каждая ступень будет оснащена ускорителем на базе двигателя РД-180, работающем на смеси керосина и сжиженного кислорода. Изначально этот двигатель был изготовлен на московском НПО Энергомаш и используется на американских ракетах Atlas-5. Вторая ступень новой ракеты-носителя будет, вероятно, состоять из пары двигателей РД-0124, которые сейчас применяются на ракетах "Союз-2". Кроме того, новая ракета-носитель будет оснащена совершенно новыми системами электроники.
cybersecurity