Ну вот, появились недостающие мазки и картина начала понемногу проясняться.
Итак, что мы имеем:
Весной этого года (поправьте меня на дату) ГА-2 был введен в эксплуатацию после капитального ремонта и, соответственно, в капремонт пошел ГА-6.
Практически сразу после ввода в эксплуатацию выяснилось, что агрегат неисправен. Реально это означает, что капремонт ГА-2 (и денежки за него) пошел коту под хвост. Агрегат необходимо снова останавливать и выводить в ремонт. А это потери денег, как прямые (на новый ремонт), так и недополученная прибыль от сокращения выработки электроэнергии станцией.
На ситуацию наложилось еще, как минимум, две причины.
Во-первых, водосток в Енисее в этом году повышенный, что дает возможность получать от станции максимум энергии, а значит – и максимум прибыли (премии топ-менеджерам и тому подобное).
Во-вторых, станция является основным поставщиком электроэнергии на алюминиевые заводы господина Дерипаски. Цена электроэнергии ГЭС самая низкая, а тут еще этот кризис. Дерипаска в долгах как в шелках. Плюс Вова Путин прилюдно, по телевизору, вытирает об него ноги (но деньги при этом дает). Дерипаска кровно заинтересован именно в электроэнергии с СШ ГЭС для снижения себестоимости производимого алюминия в условиях кризиса и упавшей цены на алюминий.
Таким образом, ни покупатель электроэнергии, ни руководство Русгидро и станции не заинтересованы в остановке ГА-2. Агрегат продолжает молотить с повышенными температурой и вибрацией. Все ограничивается писАнием служебок «наверх». Но увы, ничто не вечно под Луной.
В воскресенье, 16 августа 2009 года, вибрации ГА-2 усиливаются до неприемлемых значений.
Начальников отзывают из отпусков и собирают консилиум с вопросом: что делать? Деваться некуда, и принимается единственно возможное решение – останавливать ГА-2. В понедельник, с началом утренней рабочей смены, агрегат начинает штатно выводиться из эксплуатации. Как только обороты ротора «входят» в зону запрещенных режимов, вибрация ротора скачкообразно возрастает – и происходит авария.
Сейчас, в принципе, не важно, как произошла авария.
То ли заклинило ротор, то ли его перекосило, и колоссальный момент инерции ротора вкупе с 200-метровым столбом воды выломал крышку турбины из бетонного стакана. Я думаю, основная причина аварии в том, что аварийный агрегат стали выводить из эксплуатации штатно. А надо было выводить его аварийно, то есть путем закрытия задвижки верхнего бьефа (водозабора) агрегата. При этом на станции должна была быть объявлена тревога. Весь персонал из машинного зала и всех помещений ниже уровня пола машзала эвакуирован. То же касается и административного корпуса.
Относительно электронных систем доступа, во всем мире в аварийных ситуациях системы доступа автоматически разблокируют все двери для облегчения эвакуации людей и доступа спасателей к месту аварии.
Но в России наоборот, всё блокируется исходя из принципа: «Чтобы ничего не спи#дили под шумок»...
Когда Шойгу назвал эту аварию «уникальной», он даже не догадывался, насколько он прав.
Ибо только в России могут несколько месяцев сознательно эксплуатировать неисправный гидроагрегат на высоконапорной ГЭС в угоду финансовым интересам отдельных людей...
Все виновные в аварии прекрасно осознают степень своей ответственности.
Весь вопрос в том, насколько власть готова их наказать...
http://echo.msk.ru/blog/echomsk/614828-echo/