Автор: Сергей Турченко
Только сейчас стало известно, куда исчез на второй день войны замнаркома обороны СССР, будущий национальный герой
В Центральном архиве ФСБ рассекречено письмо генерала армии Кирилла Мерецкова из Лефортовского следственного изолятора в адрес Иосифа Сталина, датированное 28 августа 1941 года. Это, пожалуй, единственный официально обнародованный документ, подтверждающий то, что известный военачальник в начале Великой Отечественной войны был арестован "органами" и мог быть репрессирован, что нанесло бы заметный урон кадровому составу высшего армейского эшелона, который и так претерпел серьезные "чистки".
Теперь уже известно, что на второй день войны, 23 июня 1941 года, Мерецков был арестован, подвергался долгим допросам и издевательствам. Ему инкриминировался военный заговор вместе с Г. М. Штерном, позже с Д. Г. Павловым и другими. В отличие от этих военачальников, Мерецков не был приговорён немедленно к расстрелу, а в критический момент войны (сентябрь 1941) после личного обращения к Сталину освобождён.
Сам Мерецков никогда не упоминал об аресте 23 июня 1941 года. В его мемуарах "На службе народу" есть лишь странный информационный провал между 23 июня и началом сентября 1941 года. В энциклопедиях на этот период вообще приходится "липа", например, такая: "В первые месяцы Великой Отечественной войны Мерецков в качестве представителя Ставки ВГК оказывал помощь командованию Северо-Западного, а затем Карельского фронтов. С сентября - командующий 7-й отдельной армией..."
Вот письмо самого Мерецкова, которое руководство Центрального архива ФСБ предоставило нам возможность опубликовать:
"Секретарю ЦК ВКП (б) Сталину И.В.
В напряженное время для нашей страны, когда от каждого гражданина требуется полностью отдать себя на защиту Родины, я, имеющий некоторую военную практику, нахожусь изолированным и не могу принять участие в освобождении нашей Родины от нашествия врага. Работая ранее на ответственных постах, я всегда выполнял Ваши поручения добросовестно и с полным напряжением сил.
Прошу Вас еще раз доверить мне, пустить на фронт и на любой работе, какую Вы найдете возможным дать мне, доказать мою преданность Вам и Родине.
К войне с немцами я давно готовился, драться с ними хочу, я их презираю за наглое нападение на нашу страну, дайте возможность подраться, буду мстить им до последней моей возможности, не буду щадить себя до последней капли крови, буду бороться до полного уничтожения врага. Приму все меры, чтобы быть полезным для Вас, для армии и для нашего великого народа.
28.VIII.-41 г. К. МЕРЕЦКОВ".
Сталин в то время уже остро чувствовал нехватку руководящих армейских кадров. Поэтому сразу распорядился освободить Мерецкова и назначить командующим 7-й армией (это понижение минимум на две ступени: предыдущая должность Кирилла Афанасьевича - заместитель наркома обороны). Затем Верховный назначил опальному генералу аудиенцию, во время которой первый же вопрос задал с иезуитской участливостью.
Об этом, не называя причины такой "участливости", Мерецков так написал в мемуарах:
"Помню, как... был вызван в кабинет Верховного главнокомандующего. И. В. Сталин стоял у карты и внимательно вглядывался в нее, затем повернулся в мою сторону, сделал несколько шагов навстречу и сказал:
- Здравствуйте, товарищ Мерецков. Как вы себя чувствуете?
- Здравствуйте, товарищ Сталин. Чувствую себя хорошо. Прошу разъяснить боевое задание".
Больше об "инциденте" не было сказано ни слова. Мерецков как бы вычеркнул его из своей жизни. Сталин это оценил. В дальнейшем судьба генерала армии вновь пошла по восходящей. Закончил войну в должности командующего фронтом и с заслуженной славой национального героя.
Те злополучные несколько месяцев в начале войны так и остались тайной.
В Центральном архиве ФСБ сообщили, что уголовное дело Мерецкова было уничтожено еще в 60-е годы, и точные причины ареста теперь восстановить невозможно.
Мы попросили прокомментировать новую информацию о Мерецкове члена Международной ассоциации историков Второй мировой войны полковника Александра Саса:
- К нападению Германии СССР оказался настолько неподготовленным, а первые удары гитлеровцев были столь катастрофичными для нашей армии, что стало сразу ясно: за это кто-то должен понести суровую ответственность. Кирилл Мерецков как нельзя лучше подходил для этой роли: с августа 1940 года он был начальником Генерального штаба, а с января 1941 года — заместителем наркома обороны СССР. Но позже нашли стрелочников пониже рангом – был расстрелян генерал Павлов со своими управленцами. И тучи над Мерецковым развеялись. Сыграло роль и то, что он ни в чем «не сознался», а добился разрешения написать письмо Сталину. Это его и спасло.
Из досье:
Позже Мерецков еще раз чуть было не оказался в руках «органов» за то, что «проморгал» генерала Власова. Дело было так. После освобождения в сентябре 1941 года Мерецков командовал 7-й отдельной армией, которая остановила наступление финских войск на реке Свирь. С ноября 1941 года - командующий войсками 4-й отдельной армии, участвовал в Тихвинской наступательной операции. С декабря 1941 года - командующий войсками Волховского фронта, в этой должности провёл Любанскую операцию и Сенявинскую операцию 1942 года. Обе операции окончились безрезультатно и сопровождались огромными потерями войск фронта. Более того, в «котле» под Мясным Бором почти полностью погибла 2-я ударная армия фронта, а её командующий генерал-лейтенант Власов сдался в плен. Мерецков сразу же был снят с командования фронтом, чудом избежал ареста и в мае 1942 года понижен в должности до командующего 33-й армии на Западном фронте. Впрочем, уже в июне того же года он вновь был возвращен на должность командующего войсками Волховского фронта. В январе 1943 года отличился в прорыве блокады Ленинграда в ходе операции «Искра». В январе 1944 года сыграл большую роль в победе в Ленинградско-Новгородской операции.
В феврале 1944 года Волховский фронт был упразднён, а Мерецков назначен командующим войсками Карельского фронта. Во главе его он провёл Свирско-Петрозаводскую операцию и Петсамо-Киркенесскую операцию, нанеся поражения финским и немецким войскам на Северном направлении. Великую Отечественную войну закончил на территории Норвегии. В 1944 году получил звание Маршала Советского Союза и высшие награды Норвегии. Участник Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года.
С апреля 1945 года командующий Приморской группой войск на Дальнем Востоке. С июля 1945 года командовал 1-м Дальневосточным фронтом, который наносил главный удар по японским войскам в Маньчжурии в ходе Советско-японской войны. По итогам войны с Японией награжден орденом «Победа».
После войны Кирилл Мерецков командовал войсками ряда военных округов: Приморского (с сентября 1945), Московского (с июля 1947), Беломорского (с июня 1949), Северного (с июня 1951). С мая 1954 года — начальник Высших стрелково-тактических курсов усовершенствования офицерского состава Советской Армии. В 1955—1964 гг. — помощник Министра обороны СССР по высшим военно-учебным заведениям. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1939—1956, член ЦРК КПСС в 1956—1961 гг. Депутат Верховного Совета СССР в 1937—1961 годах.
К. А. Мерецков скончался 30 декабря 1968 года. Урна с прахом Мерецкова захоронена в Кремлёвской стене.
источник