Автор Евгений Зубарев, Марина Бойцова
Российская милиция, в пересчете на душу населения, является самой многочисленной в мире и при этом самой неэффективной. Специалисты все чаще говорят о необходимости кардинальной реформы правоохранительных органов. Однако правительство не считает эту проблему приоритетной.
В России, по разным оценкам, от 1,5 до 2 млн сотрудников правоохранительных структур. Официальная численность милиции, установленная указом президента еще в 2006 году - 821 тыс. 268 человек. Примечательно, что даже в МВД точно не знают, сколько человек обеспечивают правопорядок в стране - ведь, помимо штатных сотрудников, есть еще сотни тысяч бойцов внутренних войск, вневедомственная охрана и множество специальных подразделений, от борцов с наркомафией до судебных приставов и ОМОНа. Поэтому 2 млн - это минимум.
При пересчете на душу населения получается, что на тысячу россиян в среднем приходится 13 милиционеров - в других странах этот показатель значительно меньше. Так, в Японии при той же численности населения, что и в России, правопорядок охраняют всего 250 тысяч человек.
Неэффективность работы российских милиционеров лучше всего иллюстрируется количеством раскрытых преступлений - на одного милиционера приходится 2,7 преступления. В Израиле этот показатель составляет 25 преступлений на одного полицейского, в США - 17,8, в ФРГ - 24, в Великобритании - 29, в Чехии - 12.
Итак, российских милиционеров необычайно много, а работают они необычайно мало. Но это еще не самое страшное. С каждым годом сами российские милиционеры совершают все больше преступлений. Так, по данным департамента собственной безопасности (ДСБ) МВД России, с 2005 по 2007 год общее число зарегистрированных неправомерных действий со стороны сотрудников милиции выросло в 1,7 раза (с 44 тыс. 735 до 76 тыс. 85). На 27% увеличилось количество сотрудников органов внутренних дел, уличенных в получении взятки. Количество привлеченных к ответственности милицейских руководителей различного уровня с 2005 по 2007 год увеличилось в 10 раз, а к 2009 году этот показатель выросл на 22% и составил более 6,5 тысяч.
По результатам мероприятий ДСБ освобождены от занимаемых должностей начальники органов внутренних дел либо их заместители в Карачаево-Черкесской Республике, Иркутской, Брянской, Ярославской областях и Ямало-Ненецком автономном округе. В 2009 году было выявлено свыше 69,1 тысячи правонарушений (на 16% больше, чем в 2008 году), совершенных сотрудниками милиции, раскрыто 3837 преступлений (на 17,1% больше, чем за аналогичный период 2008 года). Заметим, что это только официальные данные, не учитывающие латентную преступность.
Высокий уровень преступности среди милиционеров специалисты объясняют унизительно низкой зарплатой и декларируемыми, но не обеспеченными социальными гарантиями. Так, петербургский юрист Николай Заворин рассказал «Росбалту» о длительном судебном процессе, в ходе которого он представлял интересы участкового одного из петербургских РУВД. Участковый шесть лет проживал в однокомнатной квартире своей тещи вместе с супругой и двуми детьми, хотя, согласно закону «О милиции», должен был получить отдельную квартиру в течение 6 месяцев. Городская администрация отказалась выделять квартиру милиционеру, ее поддержал и городской суд.
Более того, узнав о судебных исках своего подчиненного, руководство РУВД перевело этого офицера из участковых в сотрудники ППС. Таким образом, жилищная проблема была решена кардинально - сотруднику ППС квартира не полагается. По словам юриста, этот случай не единичный, но участковые боятся требовать положенные им квартиры, поскольку это чревато немедленными санкциями со стороны собственного руководства и городских чиновников.
Недопустимая ситуация, сложившаяся в российской милиции, стала поводом для массовой бессрочной акции правозащитников, начавших этим летом кампанию под названием «За капитальный ремонт российской милиции». Юристы, политики и правоведы из нескольких общественных организаций требуют от правительства России провести кардинальную реформу МВД, включающую в себя резкое сокращение численности милиции, резкое увеличение зарплаты милиционеров, «ребрендинг» милиции и переаттестацию 100% ее сотрудников, разделение милиции на муниципальную и федеральные части, реструктуризация ведомства.
Многие сотрудники правоохранительных органов согласны с тем, что милиция крайне нуждается в реформировании. Однако считают, что одним махом превратить «Золушку в принцессу» невозможно.
Депутат ЗакС Санкт-Петербурга, председатель постоянной комиссии по вопросам правопорядка и законности, бывший начальник ГУВД Санкт-Петербурга Аркадий Крамарев прокомментировал «Росбалту» ситуацию так: «Оцениваю работу сегодняшней милиции на тройку с минусом. Необходимость реформирования очевидна, однако следует понимать, что некоторые предложенные реформаторами идеи сейчас невыполнимы. Например, нельзя одним махом сократить численность милиции.
Для этого нужно полностью перейти на новые методы работы, изменить УПК, всю громоздкую систему фиксации и расследования преступлений. Если во многих странах преступник, попавшийся, например, с наркотиками, уже на следующий день окажется в суде, то у нас на это тратятся месяцы. И дело не в медлительности милиционеров, а в самой уголовно-процессуальной системе. Я считаю, что принимать на работу в милицию можно только после жесткого психологического, физического тестирования. Для этого надо сделать, чтобы у людей, идущих на эту службу, был стимул выполнять все перегрузки. А главный стимул - это повышение зарплаты. Сейчас у нас берут на работу всех, кто дает согласие. И получается, что в милицию приходят люди, абсолютно неготовые к такой работе».
Кроме того, по мнению генерал-майора, нельзя милицию только ругать. «Если человека все время называть свиньей, то он рано или поздно захрюкает. Давайте попробуем писать о мужественных и порядочных милиционерах - глядишь, они такими и станут», - сказал милиционер.
Писатель, журналист Андрей Константинов считает, что катастрофы в работе правоохранительных органов нет. «В страданиях душа совершенствуется, - пошутил писатель. - Конечно, болезнь есть, и лечить ее нужно. Но надо лечить не абы как. Для этого необходимы как минимум две вещи: честный диагноз и правильная последовательная терапия.
А если больной при виде всех таблеток выбирает только зелененькие, потому что так ему удобнее, то лечение будет формальным и болезнь может с этим не согласиться». Вообще, по мнению Константинова, глобальная реформа вряд ли будет, поскольку на такие радикальные шаги «не пойдет политическое руководство страны, так как это будет признанием истинных масштабов коррупции».
Впрочем, министр МВД Рашид Нургалиев в выступлениях по случаю Дня милиции ни словом не обмолвился о необходимости реформы своего ведомства. Более того, в официальном поздравлении, адресованном сотрудникам МВД, Нургалиев утверждает, что ситуация в милиции улучшается: «Следует отметить, что в ходе развития системы органов внутренних дел все увереннее проявляются черты ее нового облика.
Освобождаясь от старых, переживших свое время элементов прежней модели, сегодня деятельность милиции становится открытой и прозрачной для своих граждан. Растет престиж профессии «милиционер»: из года в год сохраняются высокие конкурсы при поступлении молодежи в вузы МВД России».
источник