Каждый сотый гражданин России – сотрудник органов внутренних дел. Количество работников сил правопорядка на душу населения в России в три раза выше, чем в США и в пять раз выше, чем во Франции. Всего в Министерстве внутренних дел РФ насчитывается почти полтора миллиона сотрудников, контролирующих почти все области повседневной жизни, начиная с рынка потребительских товаров и заканчивая экологическими проблемами. Подобная ситуация порождает многочисленные источники незаконных доходов. «Ради чего, кроме как вымогательства, милиционер стоит на рынке?», задал недавно риторический вопрос на встрече с журналистами начальник ГУВД Москвы генерал-майор милиции Владимир Колокольцев.
Как явствует из опросов общественного мнения, образ милиционера в сознании россиян, как правило, ассоциируется с коррупцией и злоупотреблениями служебным положением. Как явствует из результатов опроса, проведённого Центром изучения общественного мнения, 56% россиян боятся милиции и считают её неуправляемой. Согласно опросу, проведённому Центром Левады, 68% граждан не испытывают доверия к сотрудникам правоохранительных органов. Устойчивое словосочетание «пьяный милиционер» стало одним из самых часто встречающихся в поисковых системах русского сегмента интернета.
Кровавые инциденты
«Если Вы подвергнетесь нападению пьяного милиционера, я разрешаю Вам дать ему сдачи». Это недавнее заявление министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева произвело целый переворот в сознании российского общества. Подобные резкие рекомендации министра последовали в ответ на целый поток сообщений в прессе о милиционерах, совершающих различные нарушения и злоупотребления служебным положением, находясь в состоянии опьянения.
Совсем недавно три подвыпивших милиционера убили в Москве гражданина Абхазии, сепаратистского района в составе Грузии. Предыдущий начальник ГУВД Москвы генерал Владимир Пронин был уволен в прошлом году с занимаемой должности в результате другого кровавого инцидента. В день своего рождения майор милиции вошёл в супермаркет и убил из пистолета кассиршу и одного из покупателей. Как утверждают следователи прокуратуры, он тоже находился в состоянии опьянения.
Милиция также подверглась жёсткой критике в средствах массовой информации за многочисленные сфабрикованные дела. «Со времён Сталина милиция научилась быть репрессивным органом, который, вместо того, чтобы делать своё дело, фабрикует дела и привлекает к ответственности невиновных. Для них презумпция невиновности – всего лишь фикция, а признание подозреваемого является главным доказательством его виновности. Они не привыкли к судебным процессам, где стороны по-настоящему спорят и отстаивают свои позиции, поскольку в большинстве случаев судья, следуя неписаным правилам, больше верит обвинению», заявил в интервью нашей газете московский адвокат, сам работавший раньше следователем.
В интернете выложены также сотни видеосюжетов, в которых обличаются преступления и злоупотребления милиционеров. Чтобы успокоить общественность, российские власти объявили о проведении реформы органов внутренних дел, суть которой сводится к тому, чтобы сократить количество сотрудников на 22% и в течение года в три раза поднять зарплату оставшимся, чтобы таким образом побудить их брать меньше взяток. Согласно докладу центра ИНДЕМ, занимающемуся изучением коррупции в России, сотрудники среднего звена будут получать в месяц порядка 1500 евро, но это всё равно меньше той суммы, которую они получают в виде взяток и иной незаконной деятельности.
«Проявлять больше понимания»
Чтобы сотрудники правоохранительных органов сосредоточились на выполнении своей основной задачи, заключающейся в «защите гражданина и общества», с милиционеров снимут около 40 «дополнительных функций», включая борьбу с терроризмом и торговлей наркотиками. Как подчеркнул Р. Нургалиев, те милиционеры, которые останутся после «кадровой чистки», должны будут быть «более гуманными, проявлять больше понимания и открытости» при рассмотрении обращений пострадавших.
Тем не менее, некоторые считают, что меры, намеченные правительством, окажутся неэффективными из-за круговой поруки, существующей в милицейской среде, и укоренившейся системы вымогательства, которая их кормит. «Есть правила игры, которыми никто не может пренебречь. Если ты их не уважаешь или, хуже того, подвергаешь публичной критике систему, тебя уволят. В это дело вовлечены крупные финансовые интересы», рассказывает сотрудник, отвечающий за охрану правительственных зданий.
Как считают специалисты по борьбе с организованной преступностью, другая проблема заключается в том, что до 70% уволенных милиционеров могут пополнить ряды организованных преступных групп. «Эти предположения лишь подтверждает то, что от подобных милиционеров нам нужно избавиться как можно раньше. Мы будем бороться с ними, если они действительно займутся противоправной деятельностью», заявил начальник ГУВД г. Москвы.