Москва давится от потока автомобилей: каждые три года вводятся новые серийные коды для государственных регистрационных знаков (77, 99, 97, 177), но их по-прежнему не хватает. Новый код 199 будет введен в Москве уже в октябре, однако специалисты считают, что и он к 2010 году будет полностью выбран.
Конечно, ничего страшного в том, что постепенно возникает дефицит автомобильных номеров, пока нет, напротив, это скорее показатель прогрессивности российского автомобильного рынка. Современный стандарт был создан еще в 1993 году, когда российский авторынок был более чем скромным, поэтому никто даже не подумал о том, что в один прекрасный день номеров может просто не хватить.
Проблема носит технический характер и заключается в том, что современный ГОСТ предусматривает изготовление лишь 1 млн 726 тыс. 272 комплектов регистрационных знаков для каждого субъекта Федерации – именно столько возможно комбинаций с использованием разрешенных ГОСТом символов – это цифры и 12 букв кириллицы, имеющих графические аналоги в латинском алфавите (А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, X и У).
Между тем понятно, что в некоторых регионах куда как больше, чем 1,7 млн автомобилей. Например, на трехзначный код, помимо Москвы, были вынуждены перейти республика Татарстан (16, 116), Самарская область (63, 163), Московская область (50, 90, 150). Миллионами исчисляются парки и других областей, где действует несколько серийных кодов: Санкт-Петербург (78, 98), Краснодарский край (23, 93), Свердловская область (66, 96).
Как отмечает заместитель директора компании “Знак” (крупнейшего производителя регзнаков в России) Денис Алешин, по сравнению только с прошлым годом объем операций по регистрации ТС в некоторых регионах увеличился на 40%. Если проследить динамику развития рынка государственных регистрационных знаков Москвы, то становится видно, что его емкость ежегодно увеличивается в среднем на 18-20 процентов. Например, в начале 90-х годов одной серии хватало почти на пять лет, в последующие десять лет – уже на три года, а сейчас только на два. Дальше все обещает развиваться еще быстрее: ведь совсем скоро заработают новые автозаводы, а к 2010 году, согласно прогнозам, число автомобилей в России составит более 33 миллионов.
Производственники уже сейчас хватаются за голову. Например, только “Знак” ежедневно выпускает 9 тыс. комплектов регистрационных номеров. Из всех букв нынешней серии у них остались только Х и У – они закончатся уже в сентябре. Менять до бесконечности цифры кода региона также не представляется возможным – “крупным” цифрам типа 9, 2, 4 на современных знаках просто не хватает места. Выход один – срочно начать разрабатывать новый стандарт.
Разработка самого стандарта дело несложное, однако его внедрение может занять продолжительное время. Некоторые варианты уже подготовили изготовители. Основное предложение заключается в том, чтобы внести в ГОСТ больше букв, которые можно использовать. Если сейчас стандарт предусматривает производство 1 млн 728 тыс. комплектов регномеров, то вписание одной лишней буквы в ГОСТ (например, АА 000 АА 00) сразу увеличивает этот показатель до 20 млн 715 тыс. 264 комплектов.
ГИБДД проблему признает и обещает заняться разработкой в самое ближайшее время, хотя и не секрет, что все идеи наших правоохранителей реализуются очень медленно. По большому счету, на потребителе эти проблемы никак не скажутся, но теоретически, если гаишники не успеют принять меры, рынок может постичь ступор, поскольку желающие купить машину просто не смогут поставить ее на учет, а значит, и нормально перемещаться и обслуживаться.
С другой стороны, гаишники могут и поторопиться, ведь у них в этом деле свой интерес: взамен они предлагают начать официальную продажу регистрационных знаков с “красивыми” комбинациями букв и цифр. Спрос на так называемые “блатные” и “красивые” номера в России хороший, так же как и в других странах, и поэтому на этом можно начать официально зарабатывать. Тем более что неофициальные продажи и так существуют: договориться о покупке “хорошего” номера можно практически в любом автосалоне – это стоит от $1 тыс. до $15 тыс. Например, в Европе и США вполне лояльно относятся к размещению различных, иногда даже не предусмотренных стандартом, символов на знаке – главное, придумать позабавнее.
Гаишники считают, что, разрешив продажу госномеров, они таким образом обесценят “блатные” номера, которые являются источниками бардака на дороге. Между тем эксперты полагают, что стоимость “блатных” номеров только возрастет, а на дорожной ситуации эти преобразования никак не скажутся.
“Спецслужбы, которым гаишники чуть ли не честь отдают, как существовали, так и будут существовать, – комментирует адвокат коллегии адвокатов “Князев и партнеры” Владимир Юрасов. – Поэтому не стоит ожидать, что движение станет лучше или сотрудники ГИБДД будут себя иначе вести. Равняться на европейский опыт России в этом деле не стоит – это совсем другие условия и другой менталитет. Продажа знаков, прежде всего, будет способствовать коррупции, это просто попытка гаишников узаконить моменты, которые сейчас находятся вне закона”.