Составлен список автомобилей, которые будут продаваться со скидкой, но их хватит не всем
Минпромторг утвердил список моделей авто, которые будут продаваться со скидкой в 50 тыс. рублей в рамках эксперимента по приобретению новых машин в обмен на старые. А также перечень автопредприятий, занимающихся производством автомобилей, продукция которых попадает в правительственную «дисконтную» программу. Но денег, выделенных на это из бюджета, хватит далеко не на всех желающих обновить свое авто.
Напомним, что этой программой правительство рассчитывает поддержать отечественный автопром, пострадавший в результате кризиса. Из федерального бюджета выделяется 10 млрд. рублей на возмещение продавцам убытков от предоставления скидок и 1 млрд. рублей - на возмещение затрат по доставке «автохлама» к пунктам утилизации. Еще в 50 млн. рублей обойдется сама организация эксперимента. В рамках программы, каждый россиянин, сдавший в утиль машину старше 10 лет, сможет получить у продавца скидку в размере 50 тыс. рублей. По замыслу чиновников, по этой схеме россиянам будут доступны 60-65 моделей автомашин.
Самое забавное, что в этом списке чисто российских производителей раз-два и обчелся, зато в него вошли практически все зарубежные компании, занимающиеся промышленной сборкой своих автомобилей в России. Кроме отечественных «Автоваза», «УАЗа» и «Ижавто», со скидкой можно будет купить автомобили производства компаний «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Росиия», «Фольксваген Груп Рус», «ССА-Исузу», «Дженерал Моторз Авто» и «Форд Мотор Компании», сообщают РИА «Новости».
Среди моделей, допущенных к правительственному эксперименту - весь набор иномарок. Это вызывает простой вопрос: какому производителю мы помогаем на бюджетные деньги, своему или зарубежному?
- Все, что собирается в России в полном режиме или в режиме промышленной сборки, попадало в программу по стимулированию автокредитования, по логике, это должно попадать и в программу утилизации старых автомобилей, - поясняет директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. - Все это относится к стимулированию автомобильного рынка в России. А насчет поддержки производителей: во-первых, на заводах, которые производят автомашины у нас в стране, заняты наши рабочие, которым обеспечивается занятость. А во-вторых, иностранные предприятия, которые производят у нас машины, взяли на себя определенные обязательства - в течение семи лет они должны задействовать наших поставщиков продукции. Поэтому наравне с поддержкой российских производителей, таких как «ВАЗ» и «ГАЗ», социально значимых для страны, должна быть и поддержка всего автомобильного рынка, и здесь нельзя ограничиться только отечественными моделями. Российский производитель не будет ущемлен, если отечественный рынок начнет расти, только наоборот.
Кстати, в прошедшем году для спасения российского авторынка премьер Владимир Путин и его кабинет предприняли просто титанические усилия: они не только субсидировали производство прямыми вливаниями из бюджета, компенсировали проценты ставок по автокредам, но и практически прикрыли экспорт популярных «бэушных» иномарок. Это помогло российским производителям не просто сохранить позиции на рынке, но и увеличить свою долю до 50%.
И тут началось самое интересное: заняв монопольное положение на рынке, российские производители стали повышать цену на автомобили, и к концу 2009 года отечественные модели подорожали на 33%. В итоге российский автопром, несмотря на оказанную господдержку, продемонстрировал печальный результат, обвалив и производство, и продажи почти в два раза. Получилось, что правительство попросту выбросило бюджетные деньги на ветер.
Тем не менее, обновлять автопарк страны, бесспорно, необходимо, в том числе и по экологическим причинам. Ведь сейчас, по словам директора департамента автопрома Минпромторга Алексея Рахманова, средний возраст 50% эксплуатируемых в России автомобилей - старше 10 лет.
- Конечно, доля старых машин у нас большая, - соглашается Сергей Целиков. - Но на самом деле, далеко не все они попадут под эту программу. Дело в цене утилизации: очень много машин старше 10 лет стоят дороже 50 тыс. рублей, а значит рассчитывать на слишком большие объемы продаж не стоит. К тому же, продажи будут ограничены суммой в 10 млрд. рублей, которая заложена в бюджете на всю программу. Поэтому деньги могут кончиться гораздо быстрее, чем количество машин, которое могло бы быть утилизировано. По нашим подсчетам, под эту программу могли бы попасть 2,5-3 млн. машин, но на деле – с учетом выделенных средств - получится не более 200 тыс. Но с другой стороны, и существующие мощности по утилизации тоже не справятся с 3 млн. машин в год.
Ну а гражданам, которые хотят успеть попасть под программу, нужно ждать появления правил и затем идти к дилерам, которые будут в ней задействованы. Основная масса машин пройдет через них. О том, какие именно дилеры будут работать по программе утилизации, все узнают, когда придет время, поэтому сейчас суетиться нет никакого смысла. Но я думаю, что этот список будет очень близок к тому, который работает по программе льготных автокредитов. Кстати, скорее всего люди смогут войти сразу в обе эти программы – сдать авто и получить льготный кредит, но пока это точно неизвестно.
Действительно, все детали работы правительственной программы пока еще неясны. Остается надеяться, что они будут озвучены в ближайшее время. Пока же Минпромторг сообщил лишь общие цифры: в программе будут участвовать около 400 автодилеров и около 50 утилизаторов. А сама концепция общероссийской системы сбора и утилизации «автохлама» должна быть разработана только к осени нынешнего года.
Досье
Идея утилизации не нова, в прошедшем году подобные программы запускали правительства многих стран мира. По данным агентства «Автостат», сейчас премии за утилизацию старого транспортного средства платят уже в 12 странах Евросоюза. Например, в Германии программа утилизации начала действовать еще в самом начале кризиса: граждане могли получить 2500 евро, если сдавали на утилизацию автомобиль старше девяти лет. В результате немецкий рынок был единственным рынком, который демонстрировал рост продаж в то время, когда остальные падали. Для сравнения: во Франции размер доплаты колеблется от 1000 до 5000 евро (в зависимости от уровня выброса вредных веществ в атмосферу) для владельцев транспортных средств старше 10 лет. А в Италии доплата за сдачу в утиль автомобиля старше девяти лет тоже зависит от уровня выбросов и колеблется в диапазоне от 1500 до 6500 евро.