Результаты расшифровки самописцев с разбившегося под Смоленском польского «борта № 1» доказали, что ни теракта, ни взрыва, ни пожара на Ту-154 не было. Однако вопрос, что стало причиной крушения, унесшего жизни 96 человек, в том числе президента Леха Качиньского и его супруги, остается открытым. В МАК пообещали, что «обстоятельства и причины будут установлены объективно и открыто». Установлено, что в кабине был посторонний и его голос распознан.
Расшифровка бортовых самописцев Ту-154, разбившегося под Смоленском, закончена, подлинники записей находятся в сейфе Межгосударственного авиационного комитета (МАК), заявила в среду председатель комитета Татьяна Анодина. Сейф опечатан обеими сторонами – российской и польской, все материалы документируются совместно.
«Завершена расшифровка бортовых самописцев, один из которых, являющийся полным аналогом аварийного, расшифрован в Польше», – приводит ее слова «Интерфакс». Кроме того, «расшифрованы наземные средства объективного контроля, в том числе переговоры диспетчеров», добавила Анодина.
Главным результатом этого этапа расследования стало то, что постороннего воздействия на самолет в момент аварии не было. «Технической комиссией однозначно установлено: теракта, взрыва, пожара на борту, отказа авиационной техники в полете не было. Двигатели работали вплоть до столкновения с землей», – заявила эксперт.
В то же время Анодина подтвердила появившиеся ранее сообщения о том, что рядом с пилотами перед крушением находился кто-то посторонний. «Установлено, что в кабине находились лица, не являющиеся членами экипажа. Голос одного точно идентифицирован, другой или другие подлежат дополнительной идентификации польской стороной. Это важно для расследования», – подчеркнула глава МАК.
Также на данный момент известно, что у экипажа самолета президента Польши не было данных о фактической погоде и актуальных аэронавигационных данных по аэродрому назначения «Смоленск-Северный». «В процессе предполетной подготовки экипаж получил под роспись метеоданные, которые включали в себя фактическую погоду и прогноз по аэродрому вылета, запасным аэродромам, а также прогноз погоды по маршруту полета», – сообщил глава технической комиссии МАК Алексей Морозов, добавив, что «актуальных аэронавигационных данных по аэродрому назначения «Смоленск-Северный», включая действующие НОТАМ, экипаж не имел».
Морозов отметил, что время вылета польского самолета из Варшавы дважды переносилось, в итоге он поднялся в воздух с почти получасовым опозданием. «Вылет из Варшавы был выполнен в 09.27, с задержкой на 27 минут относительно перенесенного намеченного времени вылета. До этого, первоначально вылет планировался на 08.30», – уточнил глава техкомиссии МАК.
Татьяна Анодина пообещала, что дальнейшее расследование будет проводиться объективно в условиях открытости. «Уверенно заявляю, что все обстоятельства и причины катастрофы будут установлены объективно и открыто», – сказала председатель МАК.
Уже пройденные этапы она оценила позитивно, отметив высокий профессионализм специалистов технической комиссии и привлеченных экспертов. «Хорошо отлаженная совместная работа дает уверенность в том, что причины катастрофы будут установлены однозначно в максимально сжатые сроки без ущерба качеству», – отметила Анодина.
Предыдущий промежуточный отчет по крушению, как сообщала газета ВЗГЛЯД, сделал 6 мая генпрокурор РФ Юрий Чайка. В ходе встречи с польским коллегой Анджеем Сереметом он также говорил, что двигатели самолета работали вплоть до столкновения с препятствием. «Сведений, указывающих на возникновение внештатной ситуации, не установлено», – заверил Чайка.
В настоящее время продолжается допрос свидетелей падения самолета, в том числе сотрудников радиообеспечения аэропорта Северный.
Тогда же прокуроры договорились о полном обмене полученными данными, а также о работе на территории стран – партнеров по расследованию. В целом, отметил генпрокурор РФ, надзорные ведомства двух стран и так тесно сотрудничают, расследуя причины авиакатастрофы. А генпрокурор Польши в свою очередь выразил убежденность в том, что «сотрудничество будет таким же качественным, как сейчас, и даже лучше».
Напомним, самолет Ту-154, на борту которого находилась делегация из Польши, разбился под Смоленском 10 апреля. Трагедия унесла жизни 96 человек, в том числе президента республики и его супруги. Вместе с президентом в катастрофе погибли глава Национального банка Польши Славомир Скшыпек, экс-министр обороны и кандидат в президенты Польши Ежи Шмайдзиньски, последний президент республики в изгнании Рышард Кочаровский, начальник президентской канцелярии Владислав Стасяк. Полный список погибших приведен на сайте МЧС России.
18 апреля президентская чета была похоронена в кафедральном соборе краковского королевского замка Вавель.