ОПЕК развалится, а «черное золото» подешевеет
Нефтяная эра подходит к концу и окончательно завершится, когда человечество сумеет перейти на использование водородных двигателей, заявил в среду, 11 августа один из самых авторитетных экспертов в области топливной энергетики в мире, бывший министр нефти Саудовской Аравии Ахмед Заки Ямани. Такое его мнение приводит международное агентство Associated Press со ссылкой на интервью японскому информационному агентству Киодо в связи с отмечаемым в этом году 50-летием ОПЕК - Организации стран-экспортеров нефти. На вопрос, просуществует ли ОПЕК еще 50 лет, Ахмед Заки Ямани коротко ответил «нет», по его словам, она «развалится» гораздо раньше.
«В результате распространения альтернативных источников спрос на нефть будет сокращаться. В сфере генерации электроэнергии ее уже замещают атомные и ветряные установки. Для транспорта нефть все еще нужна, однако спрос и там падает из-за растущего распространения гибридных и электрических машин. Нефтяная эра окончательно закончится, если удастся практически внедрить водородное топливо и дешево его производить», - считает Ямани.
ОПЕК работает на спекулянтов
На Международной конференции по нефти, проходившей в Москве, министр энергетики России Сергей Шматко заявил о проблематичности сохранения в будущем цены на нефть в диапазоне от 60 до 80 долларов за баррель. Министр пояснил, что цена нефти сейчас остается относительно высокой благодаря политике ОПЕК по ограничению ее предложения на мировом рынке. Однако состояние спроса, запасов и свободных мощностей для наращивания производства говорит о необходимости снижения нефтяных цен, считает Шматко.
«Движение к стабильному и предсказуемому рынку нефти неизбежно сопряжено с необходимостью очищения цены на этот углеводород от спекулятивных составляющих, что особенно важно в условиях волатильности цен и неопределенности среднесрочных потребностей рынка в энергоресурсах», - передает его слова портал Polit.ru. По мнению Шматко, «экономически обусловленным» механизм ценообразования станет только тогда, когда он будет подкреплен множеством реальных, а не виртуальных рыночных сделок.
Получается, что министр энергетики России косвенно обвинил ОПЕК в потворстве мировым рыночным спекулянтам. Шматко также отметил необходимость создания системы, которая позволяла бы ограничить спекулятивный капитал. «Это затруднит в будущем образование «мыльных пузырей». Согласие участников конференции с таким подходом означало бы «голосование» за стабилизацию нефтяного рынка», - заявил министр.
Понятно, что такими своими заявлениями министр энергетики России пытается оправдать позицию страны на мировом нефтяном рынке, когда она всякий раз увеличивает добычу нефти в пику ее снижению странами ОПЕК, которые таким образом борются с падением цен на сырье. Но непонятно, чем России, сидящей на нефтяной игле и, соответственно, целиком и полностью зависящей от мировых цен на сырье, выгодно понижение ее стоимости на рынке. Зачем нам «стабилизация» нефти на уровне ниже 60 долларов за баррель?
Тем временем президент Дмитрий Медведев заявил, что «правильная» цена на нефть должна быть в пределах 80-90 долларов за баррель, а премьер-министр Владимир Путин недавно добавил к этому, что только при ее стоимости не ниже 82 долларов Россия способна побороть дефицит бюджета. Да и то – не ранее, чем к 2015 году. А что будет с бюджетной дырой, если нефть «стабилизирется», как мечтает Шматко, на ценах менее 60 долларов - страшно представить…
Конечно, цена нефти в 145 долларов за баррель, как было в 2008 году - это слишком. «Мы ничего не делали в течение последних 10 лет по структурному изменению экономики, потому что нефть все перла и перла. Это легко объяснить: все считали, что если она стоит сегодня 120 долларов, то завтра будет стоить еще больше. Многие рисовали стоимость в 200 долларов, но произошел обвал, и мы попали на этом больше, чем другие страны», - считает Дмитрий Медведев. По его словам, в «бесконечном» повышении цены на нефть Россия не заинтересована - это будет препятствовать структурному изменению экономики.
С такой точкой зрения согласен и вице-премьер Алексей Кудрин, который утверждает, что глубиной падения российской экономики в кризис мы обязаны именно «нефтяному пузырю». По его словам, этот пузырь создан был в результате того, что мы не смогли «аккумулировать денежные ресурсы, поступающие в страну в результате высоких цен на нефть».
Добавим также, что до кризиса прогноз цены нефти в 200 долларов за баррель давал глава Газпрома Алексей Миллер, а уже после обвала, когда цены на нее
упали до 36-38 долларов, министр финансов Кудрин прогнозировал длительность кризиса в России в 20-50 лет.
«Главная проблема в том, что когда идет такая серьезная подпитка от нефти, реформы становятся вялыми и тормозятся. Легче дать больше денег, а не повышать эффективность. Мы этой зависимости не избежали. «Ресурсное проклятие» сказалось и на нас. Вопрос в том, сделали ли мы для себя вывод?», - риторически спрашивает (возможно, сам себя) Кудрин. По его словам, в ближайшие годы власти должны тратить не больше, чем поступает в казну при цене на нефть до 50 долларов за баррель нефти марки Urals.
Но что делать России, если спрос на нефть в мире совсем исчезнет, как это прогнозирует арабский министр? Ведь ничего кроме «трубы» в российской
экономике в ближайшие годы не просматривается.
Маразм арабского министра
Современная цивилизация западного типа полностью строится на нефти. Автомобили, самолеты, коттеджи и изобилие продуктов, благодаря развитому сельскому хозяйству – все это в значительной степени зависит от нефти или продуктов ее оргсинтеза.
Что такое нефть для современной цивилизации? Это горючее для автомобиля, на котором в основном базируется вся мировая торговля, это индустрия удобрений и сельскохозяйственная техника, это, наконец, тепло- и электроснабжение, без
которого большая часть человечества попросту замерзнет. Это асфальт для автодорог – без нефти дорожное строительство просто исчезнет, а вместе с ним исчезнет и современная «автомобильная» цивилизация.
Однако есть еще вещи, на первый взгляд, не имеющие отношения к нефти, но только благодаря ей существующие - например, дома, одежда. Ведь все современные строительные материалы очень энергоемки в производстве – без нефти не обойтись, а ткани, используемые в легкой промышленности, либо напрямую являются продукцией органического синтеза нефти, либо – высокомеханизироавнного сельского хозяйства, которое без нефти невозможно.
Продолжать этот список можно до бесконечности. В структуре потребления энергоносителей нефть занимает очень важное место – она придает жизни «западное качество», обеспечивая по сравнению с твердым топливом большую экологичность, а по сравнению с газом, атомной и гидроэнергией – большую мобильность. Значит, что заменить это жидкое топливо в обозримом будущем невозможно - даже газ менее удобен.
А разговоры про водородное топливо идут уже давно. Еще во времена Второй мировой войны немецкие танки работали на синтетическом бензине, полученном из каменного угля. Германия тогда хорошо умела его делать, она лидировала в мире в этой области – голь на выдумки хитра. Помимо военных, были у немцев и проекты промышленно-городских комплексов, производящих на базе месторождений каменного угля горючий газ, бензин и горячую воду для отопления городов. И если бы не война и дешевая послевоенная нефть, все это наверняка было бы реализовано. Но последний завод по производству синтетического бензина в ФРГ закрылся в начале 1960-х годов, и до сих пор немцы не производят синтетического бензина в массовом количестве. Почему? Потому что синтетический бензин намного дороже нефтяного и его производство потребует весьма дорогостоящих мер экологической защиты.
И какой потребитель станет пользоваться дорогим синтетическим топливом, пока можно будет покупать дешевое природное? А значит, его производство развиваться не будет, пока в мире есть нефть. Правда, есть один выход – если правительства всех стран разом введут налог на использование природного топлива и тем самым уравняют его в цене с синтетическим. Но кто первый решится на это?
Нефтяная эра подходит к концу и окончательно завершится, когда человечество сумеет перейти на использование водородных двигателей, заявил в среду, 11 августа один из самых авторитетных экспертов в области топливной энергетики в мире, бывший министр нефти Саудовской Аравии Ахмед Заки Ямани. Такое его мнение приводит международное агентство Associated Press со ссылкой на интервью японскому информационному агентству Киодо в связи с отмечаемым в этом году 50-летием ОПЕК - Организации стран-экспортеров нефти. На вопрос, просуществует ли ОПЕК еще 50 лет, Ахмед Заки Ямани коротко ответил «нет», по его словам, она «развалится» гораздо раньше.
«В результате распространения альтернативных источников спрос на нефть будет сокращаться. В сфере генерации электроэнергии ее уже замещают атомные и ветряные установки. Для транспорта нефть все еще нужна, однако спрос и там падает из-за растущего распространения гибридных и электрических машин. Нефтяная эра окончательно закончится, если удастся практически внедрить водородное топливо и дешево его производить», - считает Ямани.
Бывший министр заявил, что доля добычи нефти странами ОПЕК падает с основания организации в сентябре 1960 года, так как картель хотел держать цены на высоком уровне, а его позиции по добыче снижались из-за новых развивающихся стран-экспортеров. Главным из них является Россия, которая прочно вошла в число мировых лидеров после развала СССР.
Справка
Организация стран-экспортеров нефти основана в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) для координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть. Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля сегодня приходится около 40% мировой добычи нефти.
Организация стран-экспортеров нефти основана в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) для координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть. Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля сегодня приходится около 40% мировой добычи нефти.
ОПЕК работает на спекулянтов
На Международной конференции по нефти, проходившей в Москве, министр энергетики России Сергей Шматко заявил о проблематичности сохранения в будущем цены на нефть в диапазоне от 60 до 80 долларов за баррель. Министр пояснил, что цена нефти сейчас остается относительно высокой благодаря политике ОПЕК по ограничению ее предложения на мировом рынке. Однако состояние спроса, запасов и свободных мощностей для наращивания производства говорит о необходимости снижения нефтяных цен, считает Шматко.
«Движение к стабильному и предсказуемому рынку нефти неизбежно сопряжено с необходимостью очищения цены на этот углеводород от спекулятивных составляющих, что особенно важно в условиях волатильности цен и неопределенности среднесрочных потребностей рынка в энергоресурсах», - передает его слова портал Polit.ru. По мнению Шматко, «экономически обусловленным» механизм ценообразования станет только тогда, когда он будет подкреплен множеством реальных, а не виртуальных рыночных сделок.
Получается, что министр энергетики России косвенно обвинил ОПЕК в потворстве мировым рыночным спекулянтам. Шматко также отметил необходимость создания системы, которая позволяла бы ограничить спекулятивный капитал. «Это затруднит в будущем образование «мыльных пузырей». Согласие участников конференции с таким подходом означало бы «голосование» за стабилизацию нефтяного рынка», - заявил министр.
Понятно, что такими своими заявлениями министр энергетики России пытается оправдать позицию страны на мировом нефтяном рынке, когда она всякий раз увеличивает добычу нефти в пику ее снижению странами ОПЕК, которые таким образом борются с падением цен на сырье. Но непонятно, чем России, сидящей на нефтяной игле и, соответственно, целиком и полностью зависящей от мировых цен на сырье, выгодно понижение ее стоимости на рынке. Зачем нам «стабилизация» нефти на уровне ниже 60 долларов за баррель?
Тем временем президент Дмитрий Медведев заявил, что «правильная» цена на нефть должна быть в пределах 80-90 долларов за баррель, а премьер-министр Владимир Путин недавно добавил к этому, что только при ее стоимости не ниже 82 долларов Россия способна побороть дефицит бюджета. Да и то – не ранее, чем к 2015 году. А что будет с бюджетной дырой, если нефть «стабилизирется», как мечтает Шматко, на ценах менее 60 долларов - страшно представить…
Конечно, цена нефти в 145 долларов за баррель, как было в 2008 году - это слишком. «Мы ничего не делали в течение последних 10 лет по структурному изменению экономики, потому что нефть все перла и перла. Это легко объяснить: все считали, что если она стоит сегодня 120 долларов, то завтра будет стоить еще больше. Многие рисовали стоимость в 200 долларов, но произошел обвал, и мы попали на этом больше, чем другие страны», - считает Дмитрий Медведев. По его словам, в «бесконечном» повышении цены на нефть Россия не заинтересована - это будет препятствовать структурному изменению экономики.
С такой точкой зрения согласен и вице-премьер Алексей Кудрин, который утверждает, что глубиной падения российской экономики в кризис мы обязаны именно «нефтяному пузырю». По его словам, этот пузырь создан был в результате того, что мы не смогли «аккумулировать денежные ресурсы, поступающие в страну в результате высоких цен на нефть».
Добавим также, что до кризиса прогноз цены нефти в 200 долларов за баррель давал глава Газпрома Алексей Миллер, а уже после обвала, когда цены на нее
упали до 36-38 долларов, министр финансов Кудрин прогнозировал длительность кризиса в России в 20-50 лет.
«Главная проблема в том, что когда идет такая серьезная подпитка от нефти, реформы становятся вялыми и тормозятся. Легче дать больше денег, а не повышать эффективность. Мы этой зависимости не избежали. «Ресурсное проклятие» сказалось и на нас. Вопрос в том, сделали ли мы для себя вывод?», - риторически спрашивает (возможно, сам себя) Кудрин. По его словам, в ближайшие годы власти должны тратить не больше, чем поступает в казну при цене на нефть до 50 долларов за баррель нефти марки Urals.
Но что делать России, если спрос на нефть в мире совсем исчезнет, как это прогнозирует арабский министр? Ведь ничего кроме «трубы» в российской
экономике в ближайшие годы не просматривается.
Маразм арабского министра
Современная цивилизация западного типа полностью строится на нефти. Автомобили, самолеты, коттеджи и изобилие продуктов, благодаря развитому сельскому хозяйству – все это в значительной степени зависит от нефти или продуктов ее оргсинтеза.
Что такое нефть для современной цивилизации? Это горючее для автомобиля, на котором в основном базируется вся мировая торговля, это индустрия удобрений и сельскохозяйственная техника, это, наконец, тепло- и электроснабжение, без
которого большая часть человечества попросту замерзнет. Это асфальт для автодорог – без нефти дорожное строительство просто исчезнет, а вместе с ним исчезнет и современная «автомобильная» цивилизация.
Однако есть еще вещи, на первый взгляд, не имеющие отношения к нефти, но только благодаря ей существующие - например, дома, одежда. Ведь все современные строительные материалы очень энергоемки в производстве – без нефти не обойтись, а ткани, используемые в легкой промышленности, либо напрямую являются продукцией органического синтеза нефти, либо – высокомеханизироавнного сельского хозяйства, которое без нефти невозможно.
Продолжать этот список можно до бесконечности. В структуре потребления энергоносителей нефть занимает очень важное место – она придает жизни «западное качество», обеспечивая по сравнению с твердым топливом большую экологичность, а по сравнению с газом, атомной и гидроэнергией – большую мобильность. Значит, что заменить это жидкое топливо в обозримом будущем невозможно - даже газ менее удобен.
А разговоры про водородное топливо идут уже давно. Еще во времена Второй мировой войны немецкие танки работали на синтетическом бензине, полученном из каменного угля. Германия тогда хорошо умела его делать, она лидировала в мире в этой области – голь на выдумки хитра. Помимо военных, были у немцев и проекты промышленно-городских комплексов, производящих на базе месторождений каменного угля горючий газ, бензин и горячую воду для отопления городов. И если бы не война и дешевая послевоенная нефть, все это наверняка было бы реализовано. Но последний завод по производству синтетического бензина в ФРГ закрылся в начале 1960-х годов, и до сих пор немцы не производят синтетического бензина в массовом количестве. Почему? Потому что синтетический бензин намного дороже нефтяного и его производство потребует весьма дорогостоящих мер экологической защиты.
И какой потребитель станет пользоваться дорогим синтетическим топливом, пока можно будет покупать дешевое природное? А значит, его производство развиваться не будет, пока в мире есть нефть. Правда, есть один выход – если правительства всех стран разом введут налог на использование природного топлива и тем самым уравняют его в цене с синтетическим. Но кто первый решится на это?