…Вечером 15 августа в гости к 15-летнему подростку, родители которого были в отъезде, пришли ученик 5-го класса (одиннадцати лет) и 16-летний знакомый. Пятиклассник уснул, а двое старших приятелей решили поиграть в ролевую тактико-стратегическую игру "Герои" на сказочно-фантазийную тематику.
Спустя какое-то время, прошедшее с начала виртуальных приключений, у 16-летнего гостя возник абсолютно реальный приступ агрессии. Парень схватил настоящий нож и точным ударом в сердце убил пятиклассника, спавшего на диване. Этого "герою" оказалось мало, и он набросился на второго участника игры. Нанеся ему несколько ударов ножом, нападавший сбежал.
Через некоторое время устроитель игры пришел в себя и вызвал скорую помощь. На место преступления прибыли и сотрудники милиции.
Начавшиеся поиски беглеца оказались непродолжительными и успешными: парня обнаружили в игровом клубе, за своим любимым занятием. Убив одного человека (сам виновник произошедшего предполагал, что зарезал обоих), и ранив другого, он преспокойно продолжил игру в "Героев". В ходе предварительного расследования выяснилось, что шестнадцатилетний школьник состоит на учете в психиатрическом диспансере.
16 августа следственным отделом по Ленинскому району г. Ижевска СУ СКП РФ по Удмуртской Республике было возбуждено уголовное дело по п. "в" ч.2 ст. 105 УК РФ (убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии).
Стоит предположить, что состояние здоровья геймера, подозреваемого в убийстве, не позволит осудить его на длительный срок заключения. Может быть, такого наказания вообще не будет, поскольку этим человеком должны заниматься психоневрологи, а не представители пенитенциарной системы.
В ряде средств массовой информации событие было освещено в достаточно спорном ракурсе. Некоторые журналисты писали о том, что следственный комитет при прокуратуре "установил, что компьютерная игра вызвала приступ агрессии". Но это, конечно, не так. Доподлинно выявить такую причинно-следственную связь способны только высококвалифицированные врачи определенной специализации, но никак не сотрудники прокуратуры.
А насколько вообще количество и характер совершаемых преступлений зависят от компьютерных игр? Эта тема муссируется с момента появления первых примитивных компьютерных игр. Даже знаменитый Pacman подвергался нападкам со стороны бесчисленного количества комитетов по защите хрупкой детской психики.
Развивались компьютерные игры, развивались и научные методы, позволяющие установить связь между агрессивным поведением детей и подростков с теми или иными элементами игровой виртуальной реальности. Особенно много дискутировали, когда вышла игра "Doom" — интерес общественности к гипотетической связи подогрели несколько убийств, виновники которых оправдывались тем, что "переиграли в Doom". Под воздействием слухов и газетных статей ряд стран принял нелепые законы, которые ограничивают насилие на экране подчас экзотическим способом. Ярким примером подобных ухищрений служит Германия, где во всех компьютерных играх кровь не должна быть красного цвета, а фигурки врагов — напоминать людей.
С тех пор прошло уже много времени и распространилось мнение, что сами по себе компьютерные игры вносят минимальный вклад в общую картину агрессивности молодежи. Исследования, проведенные в США, показали, что наибольший вклад в формирование асоциального (но не преступного!) поведения вносит старый "добрый" телевизор. Количество сцен бессмысленного насилия в телепередачах, оказалось, гораздо выше, чем в "бродилках-стрелялках".
Кстати, экстремальные ролевые игры в реальном мире куда более опасны, чем компьютерные. Так, весной прошлого года в Ульяновске во время печально знаменитой игры "Ночной дозор" от удара током погиб 22-летний студент Кирилл Жировов. По сценарию ему необходимо было отыскать тайный знак, который находился в трансформаторной будке. Однако та оказалась под напряжением… Несчастный случай? Возможно.
Но на организатора опасной игры — Максима Бубнова — завели дело. Ведь это он раздавал заведомо опасные задания игрокам. Обвинение исходило из того, что выполнение этих вводных представляло реальную угрозу для жизни игроков, которые были ограничены лимитом времени и действовали в темноте. Бубнова осудили по статье 238 УК РФ ("Оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности, если они повлекли смерть человека") и отправили на два года в колонию общего режима.
"В психологии существует такое понятие, как "пиковые переживания", — сказала "Правде.Ру" психолог Анна Печурова. — Это моменты, когда накал эмоций бывает особенно высок — человек как бы поднимается выше собственных возможностей. Многим людям в повседневной офисной жизни не хватает эмоций, и они ищут их на стороне, играя с виртуальной, а порой и с реальной опасностью".
Так что проблема компьютерных игр — не в том, что они учат жестокости, а в том, что многие просто начинают путать игру с реальностью. Спокойно убивают, думая, что у противника еще осталось девять жизней... Рискуют собой, вспомнив, что недавно "сохранился"…