Летом 2000 года в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь с греческой горы Афон привезли святыню – главу великомученика и целителя Пантелеимона. Тысячи верующих стояли в очереди, чтобы приложиться к ней. Сюда же пришел и актер Валерий Приемыхов со своим духовным наставником – протоиереем Владимиром Волгиным.
Толпа расступилась перед ними, пропуская к мощам без очереди. Люди узнали в болезненном мужчине знаменитого актера. Приемыхов надеялся на чудо, пытался побороть страшную болезнь – рак мозга.
– Валерию уже тяжело было стоять, – рассказывает отец Владимир.– Он приложился к святыне, поведал с радостью, что боль отступила.
Но это было лишь временное облегчение. Через несколько дней Приемыхов оказался в реанимации. А потом захотел исповедаться. Отец Владимир причастил его. А сутки спустя, ранним утром 25 августа, Валерий Приемыхов умер.
Казалось, в его жизни все только начинало налаживаться. После долгого молчания в 90-е, когда экраны заполонили западные боевики и отечественные режиссеры простаивали, он наконец-таки снял фильм по собственному сценарию – «Кто, если не мы» о судьбе малолетних преступников. Работая, выкладывался так, будто чувствовал, что это последний его фильм. Не уходил со съемочной площадки по 12 часов, переживал из-за каждой мелочи.
– Вот тогда он себя и подорвал. Начались мучительные головные боли. Я его умоляла идти к врачу, но Валера все отмахивался, – говорит Любовь Шутова, вдова актера.
Фильм «Кто, если не мы» стал его триумфом. Он получил за него «Нику», многочисленные премии. А к доктору Приемыхов обратился слишком поздно.
Актриса Екатерина Васильева уговаривала его круто поменять жизнь – уйти в монастырь, чтобы спастись от худшего. Но он не решился. Едва боль отпускала, садился за работу – писал сценарий «Владимир Святой» о князе Владимире Красное Солнышко, про крещение Руси. К теме крещения и религии он обратился неспроста. Несколько лет его мучила мысль, что он сильно согрешил, снимаясь в фильме «Простая смерть» по рассказу Толстого «Смерть Ивана Ильича». Его уговорил друг – Александр Кайдановский, который и был режиссером картины.
– Я поседел во время этих съемок. Такая антихристианская картина, нехорошая, – вспоминал Приемыхов.
Критики обвиняли этот фильм в неслыханном физиологизме и пренебрежении духовным началом. Вскоре после ее выхода на экран умер сам Кайдановский, в больницу с острым приступом язвы желудка попал Приемыхов, его спасла лишь срочная операция.
Над сценарием о князе Владимире он работал даже в больнице.
– Я верила в спасение и старалась внушить ему эту надежду, – говорит Любовь Шутова.
Она была его последней любовью. В 1987 году Приемыхов снимал фильм «Штаны». Любу он пригласил в группу в качестве заместителя директора. Между ними вспыхнул роман. Им казалось, что это скоротечные чувства. Но по возвращении в Москву у Валерия начались проблемы со здоровьем – беспокоила язва желудка. Люба готовила ему диетические блюда, делала уколы. Поняв, что нет для нее человека дороже, решилась на развод с мужем.
– Когда Валеры не стало, я... почувствовала это, – говорит актриса Ольга Машная.
В ту августовскую ночь она была на даче. Проснулась от рыданий, ощутила, что оплакивает Валеру.
Приемыхов был ее первым мужем. Это были годы творческого взлета Валерия. В 78-м режиссер Динара Асанова пригласила его в картину «Жена ушла». Именно с ее легкой руки и открылся его актерский талант. Потом был фильм «Никудышная», затем знаменитые «Пацаны», после которых о Приемыхове заговорила вся страна.
…Они возвращались в гостиницу после утомительных съемок «Пацанов». Оля сидела с Приемыховым на одном сиденье в автобусе. Она прилегла на его плечо и почувствовала, будто ее ударило током. Валерий позвал ее к себе в номер на чай. Но в стаканы налил портвейн… Ей едва исполнилось 18, ему – 38.
Они прожили вместе четыре года. Приемыхов постоянно заводил романы на стороне. На пьяную голову, а выпивал он много и часто, даже бил юную жену. Ольга мечтала родить ребенка, но Валерий и слышать не хотел о детях.
У него уже подрастала дочка Нина от гражданского брака. С ее мамой, Ларисой Марченко, начинающим кинокритиком, Приемыхов познакомился после окончания ВГИКа, работая на «Ленфильме». Она поддерживала его в трудный период, когда фильмы, поставленные по его сценариям, проваливались в прокате. В то время Приемыхов даже сомневался, правильно ли он сделал, связав жизнь с кино. Он вырос на Дальнем Востоке. Его отец руководил стройками, а Валера, как многие мальчишки, мечтал покорить небо. Окончив школу, поступал в авиационный институт, но провалился на экзаменах. Устроившись работать, однажды зашел в клуб, где ставили спектакль актеры самодеятельного театра. С тех пор каждый вечер ходил на репетиции и на следующий год подал документы во Владивостокский театральный институт. А затем решил освоить профессию сценариста и отправился в Москву.
Женщины, которые его любили, говорят, что Приемыхов подкупал их неприкрытой мужской силой, простотой, добротой и в то же время загадочностью. Его светлые серые глаза смотрели так, как будто пронизывали тебя насквозь. Такими были и его экранные герои, без которых теперь нельзя представить отечественное кино.