Профессор американского института предпринимательства Николас Эберштадт в своей книге "Демографический кризис в России в мирное время", пишет, что со времен распада СССР вымирание населения, число убийств, суицидов, несчастных случаев со смертельным исходом в России сравнимо со статистикой в странах, только еще приходящих в себя от военных конфликтов. В качестве примеров он приводит Анголу, Бурунди и Сьерра-Леоне.
"Это не просто обширный демографический кризис, это далеко идущий всепроникающий кризис человеческих ресурсов", – заявляет Эберштадт.
Эберштадт и ряд других американских экспертов заверяют, что в ближайшие 20 лет последствия происходящего просто захлестнут Россию. Проблема слишком резкого сокращения численности трудоспособного населения приведет к тому, что не только изменится позиция России на международной арене, но и ее границы и политическое устройство.
Исследование Николаса Эберштадта свидетельствует, что Россия выбивается из привычных статистических показателей по целому ряду параметров.
"Россия представляет собой современный парадокс, и возможно, уникальный современный парадокс: при высокой доступности образования налицо недостаток человеческого капитала." - говорит ученый.
Проблем со здоровьем у образованных россиян при этом больше, чем, к примеру, у образованных жителей многих стран Латинской Америки, где учеба доступна значительно меньшему проценту населения.
Разрыв между уровнем смертности образованных россиян и тех, кто образования не получил, не сравним с европейским или американским и находится на уровне аналогичных показателей для Южной Африки.
Для того, чтобы оценить интеллектуальную производительность современной России, Эберштадт взял за показатель количество патентов на изобретения и научные открытия, которые регистрируются в стране.
Вся Российская Федерация, безнадежно отставая от США и Японии, и даже от Сингапура и Тайваня, получает столько же патентов на душу населения, как, например, один только американский штат Западная Вирджиния.
"С учетом количества выпускников высших учебных заведений, запатентованных знаний должно быть в три раза больше" , - поясняет Эберштадт.
Резкое сокращение населения, которое Россия переживает последние 20 лет, в первую очередь вызвано преобладанием количества умерших над числом родившихся.
Рожают российские женщины в среднем примерно столько же, сколько жительницы Западной Европы. По этому показателю Россию можно отнести к странам "второго демографического сдвига", поясняет Николас Эберштадт.
Но при этом умирают россияне с невообразимой для Европы скоростью.
"Среднероссийский обобщенный уровень смертности сегодня более чем в два раза превышает аналогичный показатель уровня смертности в Западной Европе", - говорит Эберштадт.
Не менее поразительно, по словам исследователя и то, что "средняя смертность по России... примерно на 50 процентов выше, чем в новых странах-членах Евросоюза, то есть, по сути, бывших странах советского блока".
Говоря о будущем России, профессор не стесняется в выражениях:
"Пути назад нет. Вряд ли Россия будет спасена или спасет себя сама от такого истощения человеческого капитала, которое сделает ее неконкурентоспособной или даже нежизнеспособной".
В результате, по его мнению, такое государство, как сегодняшняя Россия, в скором времени вообще перестанет существовать. Поэтому отсюда надо бежать:
"Для многих россиян, особенно образованных и профессионально мобильных, это станет побудительной причиной для того, чтобы уехать из России".
Другой учёный, директор исследовательского Центра стратегий будущего, вице-президент Гудзонского института, Эндерс Вимбуш, считает:
"Молодые профессионалы, покидая Россию, усугубляют имеющиеся негативные демографические тенденции. Но это вполне понятное решение в условиях, когда образовательная система деградирует, в промышленности нет инноваций, качество медицины падает и всё больше людей не довольны уровнем жизни."
Ученые признают, что власти России все-таки прилагают некоторые усилия для борьбы с демографическим кризисом и сохранения человеческого капитала, но, по их мнению, эти усилия явно недостаточны.
Причина, считают исследователи, в том, что российские лидеры пока не осознали настоящих масштабов надвигающейся катастрофы.