Итоги уходящего 2010 года, проявившиеся общественно-политические и экономические тенденции в полный рост ставят вопрос о будущем России.
Говоря жестче, вопрос стоит так – жизнеспособна ли Россия в своем нынешнем виде? Является ли она состоявшимся государством? Сумеет ли Россия сохраниться как единое государство? Для болельщиков — в какой стране пройдет только что выигранный Москвой мировой чемпионат по футболу в 2018 году?
Главным итогом двух десятилетий постсоветского транзита стала безостановочная деградация государства, общества, культуры, науки, технологий.
Если, применительно к «лихим 90-м», этот упадок связывают со слабостью государства, распадом старой советской экономики и низкими ценами на нефть, то в путинские «нулевые» годы сотни миллиардов долларов доходов от высокой нефтегазовой конъюнктуры были расхищены, направлены на роскошное потребление и выведены из страны алчной коррумпированной «элитой» (по разным оценкам, от 500 миллиардов до 1 трлн. долларов), на фоне нарастающей деградации основной инфраструктуры, сокращения социальных расходов, утраты критически важных технологий, в том числе, в оборонной сфере.
Если отбросить стереотипы и пропагандистские клише, Россия медленно, но верно продолжает превращаться в самое крупное и самое мощное в мире в военно-политическом отношении «несостоявшееся государство».
Как пишут китайские аналитики, внимательно наблюдающие за нами последние 20 лет, современная Россия – «угасающая держава».
2010 год продемонстрировал быстрое нарастание разрушительных тенденций, чреватых распадом государства и страны.
Основные из них:
1. Продолжающиеся распад и упадок общества, выражающиеся, в том числе, в общем снижении индекса человеческого развития (только за последние 5 лет Россия упала в соответствующем рейтинге ООН с 57 на 65 место), продолжающемся росте социального расслоения, застойной бедности и отсутствии роста среднего класса (доля которого в последние 10 лет остается неизменной – 10-12%).
В свежем международном исследовании уровня школьного образования Россия вновь съехала вниз – сразу на 9 мест, оказавшись на 41 месте из 60 стран. Между тем, бюджетные проектировки на следующие 3 года обозначают прежний курс государства на дальнейшее сокращение вложений в развитие «человеческого капитала»: доля расходов в ВВП на науку, образование, здравоохранение будет и дальше снижаться, на фоне роста доли расходов на армию, закупки вооружений, полицейский аппарат и спецслужбы, содержание госаппарата и выплату пенсий.
2. Криминализация и рост неэффективности государства, символом чего стала резня в станице Кущевская, выявившая тотальное сращивание криминала, криминального бизнеса, органов власти, судов и правоохранительных структур, атрофию партийной системы и представительных органов власти, монополизацию не только общенациональных, но и локальных рынков.
В 2009 — 2011 годах Россия продолжила свое падение во всемирном рейтинге конкурентоспособности ВЭФ, опустившись сразу на 12 пунктов – с 51 на 63 место из 134 стран. При этом именно отвратительное качество государственных институтов предопределяет снижение международной конкурентоспособности России – здесь мы упали на самое дно – 118 место в мире. На фоне болтовни о «модернизации» и «нанотехнологиях», в рейтинге инноваций мы опустились на 80-е место. Ухудшились и без того катастрофические показатели «эффективности рынка товаров и услуг» (123), защиты прав собственности (126), развития финансового рынка (125), устойчивости банков (129), бремени госрегулирования бизнеса (128).
В результате, Россия в уходящем году вновь продемонстрировала наихудшие экономические показатели среди стран БРИК, в том числе в объеме прямых инвестиций и темпах экономического роста, а капитал продолжает бежать из страны (29 млрд. долларов США за 11 месяцев).
Эти данные коррелируются с оценками Всемирного банка (Индекс делового климата на 2010 — 2011 годы) – в котором Россия вновь упала (со 116 на 123 место.) Второй приговор Ходорковскому – Лебедеву еще глубже вдавит Россию в дно мировых рейтингов делового и инвестиционного климата.
3. Растущая неэффективность национальной экономики.
Продолжился рост доли сырьевого сектора в экономике, и без того запредельной доли сырья в экспорте и доходах бюджета. Монополизация экономики и рост госсектора (по данным правительства, доля государства в экономике достигла 50% ВВП, по некоторым оценкам, если добавить связанный с чиновниками бизнес – значительно выше) душат конкуренцию, порождают высокую инфляцию и низкое качество товаров и услуг. В госсекторе занят уже каждый второй работающий россиянин, а цены многих товаров и услуг уже заметно превышает среднемировые (например, стоимость авиабилетов).
4. На фоне деградации экономики, общества и качества госуправления, российские элиты проявляют неумеренную любовь к дорогостоящим мегапроектам.
Саммит АТЭС во Владивостоке 2012 года, Универсиада в Казани 2013 года, Олимпиада в Сочи 2014 года, чемпионат мира по футболу 2018 года, приглашение в Россию гонок «Формулы-1», стремление построить тысячи километров новых и самых дорогостоящих в мире нефте- и газопроводов, инноград «Скольково» – все это оценивается в астрономические суммы – порядка 200 — 300 млрд. долларов в ближайшие 5-8 лет. Все эти мегапроекты будут только дорожать и неизбежно подорвут и без того неустойчивую российскую экономику и бюджетную систему.
5. Дезориентированное, лишенное надежд на благополучное будущее, привыкшее к хроническим невзгодам и неудачам российское общество все больше погружается в атмосферу всеобщего недоверия, озлобленности и цинизма.
Это нашло свое отражение в росте преступности, ксенофобии и насилия. Наиболее ярким свидетельством нарастающей нетерпимости и дезинтеграции российского общества стали многотысячный «Русский марш» 4 ноября и беспорядки на Манежной в декабре.
При этом очевидными стали как провал кремлевской молодежной политики, ориентированной на создание воспитанных в духе ненависти к другим мнениям и демократическим ценностям молодежных организаций, занятых главным образом грязными провокациями против либеральной оппозиции, так и отсутствие в стране политики интеграции различных национальных групп и политики воспитания толерантности.
В национальных республиках продолжается быстрый рост национального самосознания и сокращение доли русского населения, мощное возрождение религиозности, в том числе в крайних формах.
Назначаемые Москвой и непопулярные на местах губернаторы ускоряют процессы отчуждения провинций от федерального центра. Москва, вернувшаяся к имперским (в худшем варианте) методам управления страной, все больше отдаляется от окраин, создавая потенциал для новой волны сепаратистских настроений. Слабые звенья здесь – республики Северного Кавказа, Калининград, Дальний Восток, Якутия.
***
Явно выраженное стремление Путина оставаться у власти и после 2012 года, а также его упорное нежелание признать разрушительность для развития и целостности страны проводимой им политики, не сулят России ничего хорошего.
В лучшем случае, нас ждут долговременный экономический застой и социальный упадок, на фоне сверхвысокой коррупции и бегства из страны не только капитала, но и 1-2 миллионов лучших граждан.
В худшем – политика коррупции, монополизации, централизации и беззакония может привести к де-факто распаду страну уже в наступающем на днях новом десятилетии.