Президент РФ Дмитрий Медведев считает вполне возможным создание в России по-настоящему конкурентоспособного автомобиля. Об этом он заявил во время недавней встречи со студентами технических вузов Москвы. Медведев признал, что еще десять лет назад он был сторонником сборочного производства, но за последний год он изменил точку зрения и является сторонником развития отечественного автомобилестроения.
Свою направленность в развитии российского автопрома показывает и премьер Владимир Путин. Так, 1 апреля, в День смеха, он провел тест-драйв уникального российского автомобиля, получившего название «Ё-мобиль». Новый автомобиль представляет собой гибрид, в котором установлена силовая установка, состоящая из роторно-лопастного двигателя и генератора. Установленный генератор обеспечивает электроэнергией суперконденсатор, который питает электромотор. Автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 7 секунд, расход топлива составляет не более 3,5 л. на 100 км., на полном баке автомобиль может преодолеть расстояние в 1100 км. Кроме бензина двигатель может работать и на природном газе, для обеспечения безопасности значительная часть комплектующих деталей выполнено из полипропилена. По мнению конструкторов и изготовителей, основными покупателями нового автомобиля станут молодые семьи и молодежь. Средняя цена «Ё-мобиля» составит примерно 450 тыс. рублей. На данный момент ведется строительство современного завода для серийного выпуска автомобилей, и как обещают создатели, уже во второй половине 2012 года с заводского конвейера сойдет первый серийный «Ё-мобиль».
Андрей Бирюков, генеральный директор «Городского автомобиля», указал на то, что новый российский автомобиль во многом отличается от аналогичных моделей, которые на данный момент производятся в мире, и отличия эти только положительные. Одним из главных достоинств "Ё-мобиля" является то, что он не нуждается в дополнительной подзарядке от электросети, и это, учитывая, что основным двигателем является электромотор.
Представленный автомобиль Прохорова далеко не единственное изобретение отечественных конструкторов в этом сегменте. Так, в конструкторских лабораториях ВАЗа ведется работа по созданию автомобиля, который будет работать только на альтернативных видах топлива. Игорь Буренко, директор компании по внешним связям, сообщил следующее: «В настоящее время мы проводим испытания действующих мобильных макетов с электромоторами».
Электромотор установили даже на серийную "Ладу-Калину", но о массовом производстве говорить пока рано. Представители компании утверждают, что дальнейшее развитие этого эксперимента зависит от спроса на автомобили подобного типа. Предварительная цена составляет 550-700 тыс. рублей, в большей степени окончательная стоимость будет зависеть от стоимости установленной аккумуляторной батареи.
Создатели нового автомобиля прежде всего беспокоятся, что многие россияне пока незнакомы с возможностями гибридных авто и возможно к приобретению "Ё-мобиля" отнесутся с осторожностью.
Дмитрий Абзалов, один из ведущих экспертов Центра политической конъюнктуры, считает, что значительную роль в продвижении подобных авто сыграет качество проводимых пиар-кампаний. Учитывая тот факт, что данный продукт пока для многих непонятный и неизвестный, очевидно, что отвоевать существенную долю рынка в ближайшие 5 лет ему будет крайне сложно. В большей части она будет скорее нишевой или же продвигаться в конкретном сегменте. В дальнейшем с расширением модельного ряда развитие марки будет только расти и именно от этого будет зависеть уровень продаж.
О том, что будущее России на международном рынке автомобилей выглядит крайне обнадеживающе, с трибуны Госдумы заявил замминистра Андрей Дементьев. По его словам, уже к 2014 году российский автомобильный рынок будет доминировать среди авторынков европейских стран.
В качестве подтверждения своих слов он привел следующие факты: «Доля легковых автомобилей, изготовленных в России на протяжении 2010 года, более чем вдвое превышает объем продаж новых импортных автомобилей. И это притом, что 9 из 10 моделей автолидеров продаж в сегменте легковых автомобилей выпущены в России". Так же Дементьев указал, что аналогичные темпы роста отмечены и в текущем году. Учитывая все выше изложенное, можно с уверенностью говорить о том, что уже к 2014 году Россия станет одним из самых крупных авторынков Европы.
Конечно, необходимо помнить о том, что значительный рост был достигнут благодаря действию программы утилизации старых автомобилей, а так же предоставлении льготных кредитов для приобретения новых машин. В большей части именно эти меры привели к настолько высоким результатам, но стоит ли считать, что показатели одного года это уже тенденция?
Несмотря на мнения скептически настроенных экспертов и аналитиков надежды на развитие отечественного автопрома все же есть. Прочным основанием может послужить полный переход на режим промышленной сборки. На данный момент известно о том, что шесть крупных производителей уже поставили подписи под соглашением, разработанным Минэкономразвития, о намерении организовать на территории России производств в соответствии с новыми требованиями. Альянс АвтоВАЗ- Nissan-Renault-ИжАвто, КАМАЗ-Mercedes, Fiat VW и GM-Magna, а так же VW сообща с ГАЗом, Sollers-Ford готовы сотрудничать на новых условиях.
Новые требования являются ужесточением правил сборки, которые ввело правительство РФ. Так, согласно требованию, автомобиль может считаться российским лишь в том случае, если в процессе его сборки использовано не менее 60% комплектующих отечественного производства. Зарубежные автоконцерны, которые выразили согласие на работу согласно таким условиям, на протяжении восьми лет могут ввозить свои автокомплекты без пошлинного сбора. Условия очень неплохие для обеих сторон. Учитывая, что наши заводы изготовляют комплектующие такого качества, что зарубежные компании в них просто не заинтересованы, необходимо ускоренными темпами проводить модернизацию производства и повышать квалификации рабочих. Российские производители будут вынуждены улучшить свою работу, в противном случае в условиях современной конкуренции им просто не выжить. Неэффективные предприятия в дальнейшем не будут поддерживаться государством и, как результат, они будут скуплены зарубежными компаниями и модернизированы или просто исчезнут. В любом варианте такие меры выгоды как зарубежным концернам, там и отечественному автопромышленному комплексу.
Если отечественный автопромышленный комплекс начнет производить детали высокого качества, да еще и осуществлять их сборку как положено, в таком случае можно будет утверждать и о росте конкурентоспособности. Те условия, которые на данный момент созданы для обеспечения продвижения российских авто, не зависят от их качества. И многообещающие заявления чиновников Минпромторга изменить ничего не могут.