Согласно новым проектам, каждый иностранный автоконцерн, который будет производить на территории России свыше 300 000 автомобилей в год, в ближайшем будущем получит значительные привилегии на импорт комплектующих.
В свое время народ СССР гордился своими автомобилями, конечно, приобрести новенькую “Ладу” или “Волгу” было сложно, но в то же время несколько лет ожидания в очереди - и главный символ благополучия ставал реальностью. В течение двух десятилетий после распада СССР производители применяли экономическую защиту настолько упрощенную, что до сих пор созданные ними простенькие модели занимают третью часть рынка продаж новых автомобилей в России. Но на сегодняшний день перед ними встала прямая реальная угроза скорого вымирания. Сейчас их неизбежную кончину ещё и ускорили.
Эту неизбежную кончину форсирует само правительство своими новыми указами об изменении условий сборки для иностранных автоконцернов и подталкивает их, в том случае, если они смогут производить автомобили дёшево, значительно повысить количество выпускаемого товара. Дата, до которой иностранные компании должны были подать свои заявки о согласии, ограничивалась концом февраля. На сегодняшний день известно, что шесть иностранных автокомпаний подписали договор с министерством промышленности России. Свой бизнес-план развития они должны подать не позднее 1 июня.
Указ 166, который был принят в декабре правительством, предусматривает, что в течение ближайших восьми лет преференции на ввоз компонентов для автоконцернов, если в течение первых трёх лет объёмы их производства будут выше 300 тысяч автомобилей в год. Так же на полгода вводится разрешение на беспошлинный импорт деталей для так называемой «отвёрточной сборки», сборки некоторых блоков, произведённых за рубежом. Тем самым Россия стремится поднять свою автопромышленность, повысить доходы от производства более чем на 60%, а также притянуть на свою территорию зарубежные фирмы-поставщики.
Несмотря на выход указа 166 шесть иностранных концернов все же поставили свою подпись, при этом необходимо отметить, что в прошлом году в связи с выходом этого указа они были в некотором шоке. Например, «Рено-Ниссан» смог дать новый толчок автопроизводителю «Лады» и главному игроку России на этом поле «АвтоВАЗу». В свое время французы сомневались, прежде всего это было связано с началом экономического кризиса, и только после определенного давления со стороны премьер-министра РФ Владимира Путина была сделана ставка на производство в Тольятти, находящемся на Волге. Корпорация «Форд» к концу февраля вступила в альянс с российским автопроизводителем «Соллерс» и так же верит в будущее российского рынка, который, если верить прогнозам «IHS Automotive», к концу 2013 году станет одним из самых крупных в Европе по продажам легковых автомобилей. «Фольксваген», который до этого времени собирал свои автомобили в Калуге под Москвой, теперь всерьез задумался об альянсе со слабеющим автоконцерном «ГАЗ». Как известно, ещё в начале кризиса «ГАЗ» в альянсе со «Сбербанком» России и компанией «Магна» пытался выкупить «Опель», но в итоге компания «Дженерал Моторс», основной владелец «Опель», им отказала.
Россия, которая до кризиса находилась на уверенном пути обгона такого гиганта авторынка как Германия, в 2009 году пережила значительное падение продаж на 50%. В то же время «Association of European Businesses» предоставила сведения, согласно которым в 2010 году был подъём уровня продаж на 30% - до 1,9 миллионов новых автомобилей. Из числа этих автомобилей две трети сделаны в России, а большая половина из этого числа была изготовлена на заводах отечественного производства, в большей части это относится к концерну «АвтоВАЗ». Благодаря альянсу с «Рено» «АвтоВАЗ» уже сейчас производит 1,1 млн. новых автомобилей в год. Во время экономического кризиса именно «АвтоВАЗ», при помощи которого французы хотят к 2016 году завоевать 40% российского рынка, выиграл только за счет государственных субсидий.
Именно создание промышленных альянсов благодаря правительственному указу №166 ускорит консолидацию, а соответственно и развитие российской отрасли автомобилестроения. При этом иностранные концерны сэкономят миллионы долларов на производство новых заводских мощностей для своих автозаводов в России. Это, конечно же, приведет к фактическому исчезновению российского автомобилестроения, но ведь об этом никто и никогда не пожалеет!