Уровень развития любой страны оценивается по целому ряду экономических и политических показателей. Среди них: доходы населения, занятость, удовлетворение условиями жизни, эффективность управления, безопасность и социальная защищенность. Одним из параметров социальной защищенности и является величина минимального размера зарплаты (МРОТ), устанавливаемая нормативно-правовым актом Правительства России. Этот показатель должен регулировать наименьшую величину зарплаты наемного работника.
Россия занимает одно из самых последних мест по уровню МРОТ (23 место из 26) среди европейских стран. Имея такой низкий уровень, МРОТ не может выполнять свою функцию в части социальной защиты работника. Для сравнения приведем следующие данные по странам Запада:
По величине МРОТ стран бывшего «советского блока» Россия не занимает лидирующего положения, несмотря на то, что является основным поставщиком энергоресурсов почти всей Европы:
Суть МРОТ в том, чтобы этот показатель был максимально приближен к прожиточному минимуму работника с учетом уровня инфляции.
Несмотря на то, что по темпам роста величины МРОТ Россия опережает практически все страны – это не влияет на улучшение ситуации на российском рынке труда. МРОТ не соответствует минимальному прожиточному минимуму трудоспособного населения, а, следовательно, не осуществляет свою основную функцию – защитить право на достойную оплату труда.
В западных странах с минимальных зарплат не берется подоходный налог, тогда как в России налог исчисляется со всех суммы дохода не зависимо от его величины.
По заключению экспертов, специалистов в области экономического анализа, МРОТ в России является абстрактным показателем, поскольку не привязан к величине рабочего времени, тогда как на Западе МРОТ равен минимальной почасовой оплате.
В России МРОТ установлен искусственно на очень низком уровне потому, что как экономический показатель он ничтожен. Он используется только при расчете зарплат бюджетникам, в налоговых схемах и определения величины штрафных санкций.
Если использовать методы вычисления МРОТ, применяемых в европейских странах, то в настоящее время в России МРОТ должен быть не менее 22 тысяч рублей. Сравнение показателя при различной системе расчета МРОТ в России и западных странах не дает реально оценить уровень этого показателя.
Еще один показатель может отражать уровень социальной защищенности трудоспособного населения - отношение годового значения минимальной оплаты труда к ВВП на душу населения. Россия входит в тройку стран с самым низким уровнем этого показателя – 12,5%, хуже только у Казахстана (10,4%) и Беларуси (10,6%). В развитых станах Запада этот показатель не менее 65% (Франция- 68,7%, Бельгия – 68,6%, Ирландия – 65,1%).
Большой прорыв Китая в области организации эффективной экономики связан с увеличением реальных зарплат, пенсий, оказанием финансовой помощи сельхозпроизводителям. Это повысило спрос и предложение на внутреннем рынке и дало толчок для развития всех отраслей экономики.
В то же время экономика России, подпитываемая нефтегазовыми сверхдоходами, не использует лучший опыт экономики других стран, в том числе и регулирование минимального уровня оплаты труда для увеличения социальной защищенности трудоспособного населения.
В настоящее время у России есть возможность и средства для оздоровления экономики страны и выводу ее на уровень развитых стран мира.
Россия занимает одно из самых последних мест по уровню МРОТ (23 место из 26) среди европейских стран. Имея такой низкий уровень, МРОТ не может выполнять свою функцию в части социальной защиты работника. Для сравнения приведем следующие данные по странам Запада:
По величине МРОТ стран бывшего «советского блока» Россия не занимает лидирующего положения, несмотря на то, что является основным поставщиком энергоресурсов почти всей Европы:
Суть МРОТ в том, чтобы этот показатель был максимально приближен к прожиточному минимуму работника с учетом уровня инфляции.
Несмотря на то, что по темпам роста величины МРОТ Россия опережает практически все страны – это не влияет на улучшение ситуации на российском рынке труда. МРОТ не соответствует минимальному прожиточному минимуму трудоспособного населения, а, следовательно, не осуществляет свою основную функцию – защитить право на достойную оплату труда.
В западных странах с минимальных зарплат не берется подоходный налог, тогда как в России налог исчисляется со всех суммы дохода не зависимо от его величины.
По заключению экспертов, специалистов в области экономического анализа, МРОТ в России является абстрактным показателем, поскольку не привязан к величине рабочего времени, тогда как на Западе МРОТ равен минимальной почасовой оплате.
В России МРОТ установлен искусственно на очень низком уровне потому, что как экономический показатель он ничтожен. Он используется только при расчете зарплат бюджетникам, в налоговых схемах и определения величины штрафных санкций.
Если использовать методы вычисления МРОТ, применяемых в европейских странах, то в настоящее время в России МРОТ должен быть не менее 22 тысяч рублей. Сравнение показателя при различной системе расчета МРОТ в России и западных странах не дает реально оценить уровень этого показателя.
Еще один показатель может отражать уровень социальной защищенности трудоспособного населения - отношение годового значения минимальной оплаты труда к ВВП на душу населения. Россия входит в тройку стран с самым низким уровнем этого показателя – 12,5%, хуже только у Казахстана (10,4%) и Беларуси (10,6%). В развитых станах Запада этот показатель не менее 65% (Франция- 68,7%, Бельгия – 68,6%, Ирландия – 65,1%).
Большой прорыв Китая в области организации эффективной экономики связан с увеличением реальных зарплат, пенсий, оказанием финансовой помощи сельхозпроизводителям. Это повысило спрос и предложение на внутреннем рынке и дало толчок для развития всех отраслей экономики.
В то же время экономика России, подпитываемая нефтегазовыми сверхдоходами, не использует лучший опыт экономики других стран, в том числе и регулирование минимального уровня оплаты труда для увеличения социальной защищенности трудоспособного населения.
В настоящее время у России есть возможность и средства для оздоровления экономики страны и выводу ее на уровень развитых стран мира.