Есть один старшеклассник, парень мечтает стать ландшафтным архитектором. Он любит биологию, разбирается в математике. Но кроме этих двух предметов, чтобы поступить в Тимирязевскую академию, нужно еще и хорошо успевать по русскому языку. И вот здесь, у парня уже появляются проблемы, с гуманитарными науками у него всегда было не очень. Обычно старшеклассник утешал себя тем, что читает-пишет нормально, поэтому и не стоит забивать себе голову тем, что нужно еще и разбираться в том, чем сложноподчиненное предложение отличается от сложносочиненного. Родители подростка поддерживали, собирались поднакопить денег, чтобы перед экзаменами их сын позанимался русским языком с репетитором, чтобы уж хватало баллов по ЕГЭ для поступления в ВУЗ.
Что ж, большинство родителей платят репетиторам с той же целью. Тем более, что многие старшеклассники, определившись с выбором своей будущей профессии, считают, что им незачем тратить свое время на ненужные предметы. Однако правила поступления в ВУЗы всегда могут поменяться самым кардинальным образом. Например, Рособрнадзор уже предложил ввести коэффициенты для профильных ЕГЭ. Это поможет абитуриентам, которые имеют призвание к какой-то из областей науки и хорошо в ней разбираются, практически гарантированно поступить на профильные факультеты. Таким образом, по мнению чиновников, это позволит ВУЗам находить «своих» абитуриентов – тех старшеклассников, которые уже определились с выбором профессии, поэтому и готовились получить высокие баллы по профильному предмету. А если их еще умножить на два, то уже станет видно преимущество перед середняками, то есть теми, кто имеет средние баллы по всем предметам. Обычно хорошисты или отличники получают высокие суммарные баллы именно потому, что одинаково знают все предметы, не отдавая предпочтение какой-то конкретной области науки. Поэтому чиновники считают, что такие студенты занимают чужие места, вместо них могли бы учиться те абитуриенты, которые отдают предпочтение какому- то предмету. Конечно, данное утверждение спорное, но, несмотря на это, ВУЗы, которые должны по идее бороться за умного студента, это предложение поддержали. Они заявили, что теперь к ним смогут прийти именно те люди, которые мечтают стать химиками или географами, а не иметь диплом просто для корочки. Пресс-секретать Рособрнадзор Сергей Шатунов заявил, что пока еще неизвестно, каким будет этот коэффициент. Проект пока еще находится в стадии обсуждения, может быть, новые правила вступят в силу со следующего года.
Теперь нужно подробнее разобраться в деталях предлагаемого проекта. Например, профильный экзамен абитуриент написал на 90 баллов, а остальные два только на 40 баллов. Раньше все баллы суммировали бы и получили в итоге 170 баллов. Подобная сумма не гарантирует поступление сильного химика или географа на выбранный им факультет. Но зато по новой схеме можно будет результат профильного экзамена умножить на предложенный коэффициент, например, на два. Тогда общая сумма балов уже составит 260 баллов. То есть это намного больше, чем у того абитуриента, который по все трем госэкзаменам получил 60 баллов и набрал изначально 180 баллов. После умножения на коэффициент получается 240. Таким образом, становится ясно, что подобная схема значительно повысит шансы на зачисление для тех, кто силен в профильном предмете, но не очень в остальных. Некоторые ректоры утверждают, что ЕГЭ по непрофильным предметам особого значения для ВУЗов не имеют, зато повышающий коэффициент дает возможность получать более дифференцированный подход к оценке знаний абитуриентов. Старшеклассники будут знать, что требования к профильному предмету гораздо выше, чем к остальным. Этот фактор может сыграть очень важную психологическую роль. Абитуриенту уже будут более осознанно выбирать ВУЗ, а также стараться выбрать ту специальность, по которой им хотелось бы на самом деле учиться.
В настоящее время ситуация такова, что большинство середнячков, при подаче документов в университет, серьезно не задумываются о том как будут учиться там и чему будут учиться. Они даже не понимают, что профильный предмет будут преподавать там гораздо глубже. Если говорить в общих чертах, то с тех пор, как ВУЗы лишили возможности проводить свои экзамены, они сумели со временем создать собственную систему поиска «своего» студента.
Здесь применяются как предметные олимпиады различных уровней – от вузовских до общероссийских, собеседования, а также отсев по минимально допустимой границе баллов по ЕГЭ. При этом все данные методы являются вполне цивилизованными, точно так же происходит зачисление в иностранных университетах. Например, при поступлении в Оксфорд нужно по определенному списку предметов набрать на выпускном экзамене не меньше ААА (в Великобритании существует шкала из букв, где А+ наивысшая оценка) и пройти собеседование. Один из профессоров Оксфорда рассказал, что по умению человека рассуждать, отвечать на вопросы уже можно определить его культурный и образованный уровень. Правда, за рубежом нет такой практики, как поступление по итогам олимпиад. Да и у нас, подобная система уже приобрела дурную славу, разве, что кроме олимпиад общероссийского уровня.
Однако российские ВУЗы не устраивает существующая система отбора абитуриентов. И для этого есть причины. Зато идея умножать результаты профильного ЕГЭ на коэффициент весьма пришлась им по душе, тем более что очень сложно набрать максимальное количество баллов на госэкзамене по определенному предмету. Билет по ЕГЭ состоит из трех частей, а задания из раздела С не всякий старшеклассники сможет осилить, только очень разбирающийся в предмете ученик., тем более, что это не обычный тест, а настоящая сложная контрольная.
Специалисты отмечают, что коэффициент необходимо ввести, правда, его величину должен устанавливать не ВУЗ, а Рособрнадзор. Данный коэффициент должен быть един для всех, в противном случае у ВУЗов появиться искушение манипулировать результатами ЕГЭ, а также устанавливать на экзаменах свои внутренние правила. В свою очередь в школах во много раз возрастет коррупция вокруг профильного, основного экзамена. Известно, что после того, как был введен ЕГЭ, денежный поток из ВУЗов перешел на уровень школьных репетиторов. Зато теперь высшие учебные заведения могут вновь завладеть нелегальными финансовыми потоками. Конечно, какие-то проблемы при введении коэффициента можно решить, а какие-то останутся непреодолимыми.
Существует еще одна ситуация, которую опасаются специалисты. Они считают, что введение коэффициента практически закроет дорогу в высшие учебные заведения выпускникам сельских школ. Дело в том, что есть большая разница в уровне преподавания предметов. Если городские школьники обучаются в профильных классах, с углубленном изучением предмета, то ученики сельских школ даже не слышали о существовании этих самых классов. Да и откуда взять российской глубинке средства, чтобы организовать профильные классы и принять на работу учителей способных преподавать свой предмет на высоком уровне.
В итоге получается, что введение коэффициента способно принести пользу только старшеклассникам из больших городов, при этом разница в показателях по ЕГЭ между выпускниками разных регионов и разного социального статуса станет еще больше. Мама одной их десятиклассниц рассказала, что ее дочь хочет в дальнейшем работать журналистом. В ее школе есть для этого специализированный гуманитарный класс. Девочка не только получает знания по основной программе, но также еще занимается русским языком и литературой по углубленной программе. Но такое образование возможно дать ребенку, если проживаешь в мегаполисе, а в небольшом городке или деревне вряд ли школьники могут получить достаточный объем знаний, который бесплатно и без репетиторов дают в школе.
Также эксперты опасаются, что после введения коэффициентов старшеклассники могут отказаться от подготовки по другим предметам. В настоящее время абитуриенты стараются сдать основные предметы – русский и математику на приличные баллы, чтобы суметь поступить в ВУЗ. А если будет достаточно тройки, но никто не захочет тратить на учебу время. Возникнет такая ситуация, что талантливые физики будут с ошибками писать в своих работах, а в стране не станет людей с широким кругозором и эрудицией. И подобные мысли являются даже не предположением, а утверждением, как опыт прошлых лет. Одно время в советских технических ВУЗах специально заставляли писать сочинения, а гуманитариев писать контрольные по математике. Дело в том, что специалисты обнаружили, что при резком делении на физиков и лириков к пятому курсу университета физики писали свои проекты с огромным количеством ошибок, а лирики не знали слова «интеграл», ставили на газовые конфорки закрытые банки с тушенкой, не подозревая, что при нагревании банки физические процессы обязательно приведут к взрыву.
Эксперты пока не знают, смогут ли талантливые физики учится в ВУЗах, если знают русский язык или историю на слабую троечку. Доцент одного из ведущих педагогических вузов Москвы Леонид Колосс считает, что в настоящее время программа высшего образования переполнена непрофильными предметами, в ущерб профильным. На основные занятие часто уже не остается никакого времени. Сначала историю учат в школе. Потом ее изучение повторяют в ВУЗе. Необходимо бороться с таким дублированием школьных предметов, чтобы можно было уделить больше часов изучению основной профессии. А при введении коэффициентов, получится, что список непрофильных предметов придется значительно расширить. А все потому, что при сосредоточении учеников на получение знаний только по профильному предмету, страна получит миллионы недоучек. Далее это грозит однобокостью в воспитании личности. Известно, что все великие открытия были сделаны учеными с системным мышление, которое в свою очередь является результатом всестороннего развития. Нынешним абитуриентам, чтобы в дальнейшем иметь успех в выбранной профессии просто необходим широкий кругозор.
Также следует отметить тот факт, что законы рынка труда не позволяют легко отыскать работу специалистам узкого профиля. Именно широкий кругозор является залогом успеха. Обычно в течение жизни люди 3-4 раза меняют профессию. Ученые считают, что этот показатель в скором времени вырастет до 5-6 раз. Таким образом, молодой специалист должен иметь хороший потенциал, чтобы в дальнейшем продолжить обучение в другой области или перепрофилироваться.
Также никто не сможет гарантировать тот факт, что какой-то студент, который ранее поступил в ВУЗ при помощи коэффициента и выраженного им желания выучиться на специалиста узкого профиля, в дальнейшем пойдет работать по профессии. Если в17 лет выпускник школы мечтает стать ученым-химиком с мировым именем, то после окончания университета он вполне решит пойти работать в торговую компанию менеджером в отдел закупок, по той простой причине, что там платят больше, чем в НИИ. Или же, как часто бывает, в процессе учебы выясниться, что выбранная профессия уже не нравится студенту, и в жизни он хочет заняться чем-то другим. И как теперь поступить? Нельзя ведь сказать, что эти несколько лет он занимал в аудитории чье-то чужое место.
Получается введение коэффициента можно назвать плохой идеей? Эксперты считают, что этот проект нужно еще как следует обдумать. Некоторые говорят, что можно обойтись без введения коэффициента, но при этом сделать результаты профильного экзамена приоритетными. Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович сообщил, что на сегодняшний день задания по ЕГЭ являются одинаковыми, их пишут как выпускники сельских школ, так и выпускники специализированных школ с углубленным изучением предмета. При этом старшеклассники из села не могут сделать большую часть заданий, так как никогда не разбирали подобные. И это верно, поэтому какие бы ухищрения не придумывали чиновники образования, все равно в проигрыше остается большинство учеников страны. А все дело в том, что уровень образования в разных городах и разных школах весьма отличается. И пока качество обучения, как в крупных городах, так и селах не будет достаточно высоким, нельзя применять дополнительные градации. А вопросы качества должны решаться как можно скорей российскими чиновниками, вместо того, чтобы придумывать какие-то коэффициенты. А если судить по опыту соседней Финляндии, то это задача вполне решаемая.Международные тесты говорят о том, что финские дети учатся лучше всех в Европе, а их результаты одинаковы во всех школах.
Таким образом, лучшим ответом на все вопросы является, по мнению Бунимовича, предложение сдавать выпускникам стандартный набор ЕГЭ, а для желающих поступать в ВУЗы еще и профильный экзамен, результаты которого отсылать потом в высшее учебное заведение. При этом стандартный набор ЕГЭ должен состоять не из двух предметов, как сейчас, а из четырех или даже больше. Именно такие экзамены смогут убедить родителей выпускников посвящать все силы не только профильным предметам, который необходимо будет сдавать при поступлении. А после общих экзаменов, абитуриенты могут сдать ЕГЭ более высокого уровня уже по профильным предметам, результаты которого будут отправлены в университет.