Несмотря на старания многих чиновников, в России термин «ювенальной юстиции» никак не приживается. Скорее всего, причина кроется в совершенно отличной от Запада ментальности российских граждан. Наши соотечественники ох, как не любят всяких ябедников и сплетников, а особенно если вопрос касается отношений детей и взрослых. Тем более, когда жалобы возводятся в ранг законных претензий.
Однако теперь «детские» юристы придумали другой термин – восстановительная юстиция. Как объяснил уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков, это понятие будет в первую очередь касаться решения проблем подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и помощи им.
В частности, на днях в Первоуральске, при поддержке Свердловской областной гильдии адвокатов и регионального отделения Ассоциации юристов России прошла межведомственная конференция на тему «Процессуальное положение несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве».
На этой конференции присутствовали адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, социальные работники и психологи. В ходе обсуждения многих вопросов выяснилось, что все они, работающие с трудными подростками, одинаково понимают суть проблемы. А именно: защита несовершеннолетних, которые оказались в сложной ситуации, требует координации действий всех систем. Особенно это касается тех подростков, которые попали в нехорошую историю, здесь помощь должны оказывать, как правоохранительные, так и карающие органы. Ведь в каждой из этих структур работают разные люди, обладающие специфическими знаниями, опытом и подходами к ведению дел.
Все присутствующие на конференции согласились, что следствие и судебное заседание по делам несовершеннолетним, а самое главное, содержание подростков в исправительных учреждениях, должно проводиться отлично от того, как это происходит с взрослыми. Здесь суть проблемы кроется не в том, чтобы наказать, а чтобы суметь вернуть несовершеннолетнего в общество, исправить в его сознании нездоровую логику. Все вместе это и называется восстановительной юстицией.
Однако, что на самом деле происходит сейчас, когда подросток совершает какой-то проступок и тем самым попадает в поле зрения правоохранительных органов? Чаще всего он напуган и беззащитен. Система правосудия видится ему, безжалостной машиной, от которой не дождешься пощады. А впереди подростка ждет колония, из которой большинство выходит уже матерыми уголовниками. В конечном итоге получается безвыходная ситуация.
Конечно, с одной стороны подсудимый в России имеет защиту государством – его интересы на следствии и в суде представляет если не приглашенный, то дежурный адвокат. При этом, того же пострадавшего, тоже испуганного и несмышленого никто в суде не защищает. Хорошо, если родители могут как-то помочь, но чаще всего дети, которые попадают в руки правосудия, растут в неблагополучных семьях. Им ведь никто не поможет в сложной ситуации, не подскажет, как нужно поступить. И не во всех городах есть центры психологической помощи и поддержки. Вряд ли, небольшой населенный пункт может похвастаться наличием оного. Там следователь или судья, скорее всего, на вопрос о психологе для подозреваемого подростка с удивлением спросят: где я его возьму? А ведь здесь должна работать система единых возможностей.
Таким образом, прежде чем внедрять эту самую ювенальную юстицию, нужно иметь четкие представления о том, что здесь все глубоко взаимосвязано, имеет под собой общую идеологию, взгляды, оценки. Те несовершеннолетние, которые впервые попадают в руки правосудия, должны передаваться от следствия суду, а от суда - исполнительной (воспитательной) системе. Однако на самом деле, сегодня в России все эти этапы значительно разъединены, поэтому чаще всего получается так, что подросток в системе судопроизводства более беззащитен, тем в той же ситуации взрослый человек.
Все эти проблемы были затронуты на конференции, в итоге сотрудники различных ведомств пришли к выводу о том, что необходимо приложить максимум усилий для всемерного укрепления и развития межведомственных отношений. В частности, в скором времени начнется разработка методических материалов, что-то вроде справочника для практикующего юриста. В этом циркуляре будут четко прописаны и определены функции каждого органа правоохранительной системы, каждого должностного лица. Несовершеннолетние дети имеют право на получение особого внимания к их проблемам, и они его обязательно получат.