Томясь в ожидании, журналисты выстроились в полукруг на выходе из VIP-зоны (внутрь прессу почему-то не пустили) и вглядывались вдаль, изо всех сил стараясь первыми заметить появление режиссера... Наконец представитель оргкомитета фестиваля объявил: “Господин Кустурица уже получает паспорт”. И наконец появился главный гость Московского фестиваля. И тут же, на выходе, в суматохе, под шум динамиков аэропорта, не забывая улыбаться, он ответил на несколько наших вопросов, начав общение с заявления:
— Я, конечно же, счастлив, что я свободен, потому что это самый главный мотив творчества в моей жизни. Для меня гораздо важнее, что я свободен, чем то, что я счастлив.
— Почему вы согласились приехать на этот фестиваль? В чем его важность?
— Каждый раз, когда я приезжаю в Россию, я понимаю, что приезжаю на землю моих учителей. Я думаю, что даже для вас это не настолько важно, как для меня. Ведь каждый раз я возвращаюсь в страну Достоевского, Чехова и многих других.
— Как вы думаете, почему именно ваш фильм выбрали фильмом открытия?
— Я просто счастлив. А почему выбрали, я не знаю.
— А что из современного русского кино вы смотрели?
— Я видел фильм Андрея Звягинцева “Возвращение”, который победил в Венеции. Конечно, все фильмы Никиты (Михалкова. — Н.К.), Суханова, ой, Сокурова… Я смотрю много русского кино.
— Если бы вы снимали фильм о Москве, каким бы он был?
— Я бы снял кино о старой части Москвы. Мне кажется, что ее построил какой-то изумительный и пьяный кондитер.
— А какие у вас планы в Москве до открытия?
— Нет никаких планов. Я всю жизнь без плана.
— Вы как-то говорили, что ваша манера снимать кино — некий подкоп под основы кинематографа. Для чего копаете?
— Мне кажется, сейчас пришло время, когда кино в классическом его понимании умирает. Наверное, кино вскоре превратится в новый вид медиа. А мне бы хотелось видеть кино, которое могло бы быть терапией. Я счастлив, когда вижу смеющихся людей. И сам люблю смеяться.
— Что это за история с соком, который вы выпускаете с собственным портретом, а также с фотографиями Саддама Хусейна, Фиделя Кастро, Диего Марадоны на упаковке? Не думали сделать такой же, но с фотографиями Владимира Путина или, например, вашего друга Никиты Михалкова?
— Нет, я пока не готов. На упаковке все люди из прошлого.
— А вы? Неужели вы тоже уже в прошлом?
— А это уже мое право. (Смеется.)
Остановился Кустурица по традиции в “Национале”. В столицу режиссер прилетел вместе с женой Майей. Кстати, она является половинкой своего супруга не только в жизни, но и в кино: выступила в роли продюсера в фильме “Жизнь как чудо”. Кинодеятельностью заразился и их сын Стрибор. Сыграл в фильмах своего отца “Жизнь как чудо” и “Завет”. А в последнем выступил еще и как композитор. Что неудивительно: он играет на ударных. Опять же вместе с отцом в его группе The No Smoking Orchestra. С концертами знаменитый отец и его сын частенько заезжают в Россию. Но с нашей страной Кустурицу теперь сближает не только кино и музыка: в 2005 году он принял православие под именем Неманья. Говорит, христианин должен пытаться сделать мир более гармоничным, а именно такую цель он и преследует в своих фильмах. Не знаю, следует ли он этим принципам в своей новой документальной ленте “Марадона” о знаменитом футболисте, но причины, по которым тот начал употреблять наркотики, выяснить пытался…
Эмир Кустурица продолжает ненавидеть Голливуд и заниматься тем, чем хочет. И как хочет. В Москве у режиссера запланирована личная встреча с Никитой Михалковым. Покинет Кустурица столицу 22 июня, чтобы успеть подготовиться к премьере своей первой панк-оперы по мотивам одноименного фильма “Время цыган” в Париже 26 июня — в самый разгар ММКФ.