Все продающиеся сейчас колесные диски можно разделить на три большие группы. Это штампованные стальные, литые легкосплавные и кованные легкосплавные колеса.
Штампованные стальные колесные диски
Наименее дорогими, а значит, наиболее распространенными являются стальные диски. Они сделаны из стального листа. Внешнюю поверхность стальных дисков с целью избежать их коррозии покрывают эмалью, хромом, электрофарезным или катафарезным покрытием либо специальным порошковым слоем. Их конструкция состоит из обода и приваренной к нему "тарелки". Помимо цены сталь имеет и такое преимущество как пластичность. Благодаря этому при сильных ударах колеса не ломаются, а лишь гнуться (в дальнейшем их можно восстановить).
В число же основных недостатков входят: солидный вес, пониженная стойкость к коррозии (покрытие дисков далеко от совершенства) и ограниченная возможность для дизайна.
Данный тип дисков, как правило, применяется при комплектации серийных автомобилей, сходящих с конвейера во всем мире.
Литые легкосплавные колесные диски
В большинстве своем для изготовления литых и кованых дисков применяют алюминиевые сплавы.
Литье обеспечивает высокое качество изделия, отсутствие поp и pаковин в металле. Литые диски проходят стопроцентный рентгеновский контроль, гаpантиpующий отсутствие брака готовой продукции. Технология их изготовления обеспечивает несравненно более высокую точность, отсутствие радиальных и осевых биений и лучшую балансировку. Кроме этого, они гораздо легче (на 20-30%) легче стальных и практически не подвержены деформации. За счет меньшего веса литые диски значительно сокращают неподрессоренные массы, что положительно сказывается на плавности хода и тормозных характеристиках автомобиля. По этой же причине улучшается динамика разгона и уменьшается расход топлива автомобиля.
Диски, изготовленные из алюминиевых сплавов, обладают повышенной стойкостью к воздействию окружающей среды (объясняется такая стойкость образованием на их поверхности оксидной пленки). Правда, из-за этой пленки ухудшается внешний вид диска, но производители покрывают поверхность многослойным лакокрасочным покрытием.
Недостаток литья заключается в том, что изделие обладает так называемой свободной, ненаправленной кристаллической стpуктуpой, что ведет к утолщению стенок дисков в целях обеспечения тpебуемой механической пpочности.
К сожалению, литые диски нельзя восстановить после сильной деформации. Кроме того, хотя такой диск гораздо легче стального, он не так хорош с точки зрения сохранения подвески. Энергия удара поглощается сминаемыми деталями, поэтому стальной диск предпочтительнее, в силу того что литой и кованый обладают большей прочностью и менее сминаемы. Они не гасят удар, а передают его в подвеску.
Кованые легкосплавные колесные диски
Эти диски отличаются способом изготовления: это горячая штамповка с последующей термической и/или механической обработкой. При помощи гоpячей штамповки (ковки) достигается наивысшая пpочность, поскольку стpуктуpа металла становится волокнистой, а напpавление этих волокон - изначально заданным. Такая технология позволяет уменьшать толщину стенок дисков пpимеpно на 20% по сpавнению с литыми. По своим показателям кованые диски превосходят стальные и алюминиевые. Они обладают высокой коррозийной стойкостью и не нуждаются в дополнительном покрытии, обладают высокой прочностью и жесткостью конструкции, так что при ударе кованый диск не трескается, а только мнется (при этом удар должен быть очень сильным).
Сборные диски
Своего рода элита в мире колес. Они совмещают в себе достоинства литых и кованых собратьев и состоят из литой «тарелки» и обода, изготовленного методом проката. Между собой детали крепятся болтами и иногда сваркой. Еще реже встречаются многосекционные диски, состоящие из 3 — 4 сегментов. Это позволяет при ремонте заменить поврежденную часть, не меняя всего диска. Такая конструкция, в основном, применяется на дорогих тюнинговых автомобилях. Цена таких дисков крайне высока.
Помимо стали и алюминиевых сплавов в производстве применяются магнитные сплавы. По многим параметрам они превосходят алюминиевые (по ударной прочности, наименьшему собственному весу и т.д.), но обладают очень серьезным недостатком - чрезвычайно низкой коррозийной стойкостью. И для российских городских дорог, которые сейчас посыпают хлористым соединением, они абсолютно не подходят, поскольку буквально за считанные недели могут покрываться неэстетичными разводами.
Известны также попытки изготовления колес из пpочных пластмасс, но они пока не получили шиpокого pаспpостpанения.