В четверг, 4 июня, в 7.40 по местному времени из Уфы на станцию Улу-Теляк отправился поезд «Память» – к месту страшной железнодорожной катастрофы, случившейся здесь ровно 20 лет назад. Участники акции возложат цветы к подножию восьмиметрового Мемориала. На гранитной плите выбиты имена 575 жертв. Здесь же захоронены 327 урн с прахом. Вокруг мемориала за эти 20 лет уже выросли сосны на месте прежних, сгоревших дотла деревьев.
Встречу двух пассажирских составов на железнодорожном перегоне Улу-Теляк-Аша, где лопнул газопровод с последующим взрывом, называют роковой - ранее они в этом месте не встречались никогда.
Мощность взрыва - триста тонн тротила
Катастрофа считается крупнейшей в истории СССР и России. 4 июня (3 июня по мск.) 1989 года в 11 км от города Аша, Челябинской области в момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв газо-воздушной смеси, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе Сибирь-Урал-Поволжье. Погибли 575 человек, ранены более 600.
В поездах № 211 Новосибирск-Адлер (20 вагонов) и № 212 Адлер-Новосибирск (18 вагонов) находилось 1284 пассажира, из них 383 ребёнка и 86 человек поездных и локомотивных бригад.
Поезд из Новосибирска в ту ночь опаздывал по техническим причинам, а встречный состав незадолго до аварии остановился на промежуточной станции для экстренной высадки – у женщины прямо в вагоне начались роды.
Многие пассажиры, следовавшие в Адлер, уже предвкушали безмятежный отдых на море. Им навстречу ехали те, кто, наоборот, уже возвращался с отпуска. Взрыв, прогремевший среди ночи, эксперты оценивают как эквивалент взрыва трехсот тонн тротила. По неофициальным данным, мощность взрыва в Улу-Теляке была примерно такой же, как в Хиросиме – около 12 килотонн.
Взрыв уничтожил 38 вагонов и два электровоза. 11 вагонов ударной волной были сброшено с путей. В радиусе трех км вокруг эпицентра были повалены вековые деревья.
Корреспондент «Свободной прессы» попросила вспомнить те дни коллегу-журналиста из Уфы Фларита Шакирова.
- Я прибыл на место катастрофы на третий день, - рассказал Фларит. - Если сказать, что я был потрясен увиденным – это ничего не сказать. Я был смят, шокирован! Огромное урочище выглядело одним черным обуглившимся пространством. На обугленных деревьях висели лоскутки казенных, «поездных», одеял. Они почему-то не сгорели, и выглядели дико на общем черном фоне – синие, красные в клеточку… Как если бы нарядили новогодними игрушками обугленную ель. На железнодорожном полотне я увидел детские кружечки с веселенькими рисунками на боках. И это пронзило больше всего…
Позже следствие выяснит, что причиной утечки газа и взрыва стала некачественная сварка газопровода. В итоге - нарушение герметичности швов. Газ – тяжелее воздуха, а в этом месте большая низина. Образовалась взрывоопасная смесь и поезда входили уже в полностью загазованную зону, где для мощнейшего взрыва было достаточно маленькой искры.
О трагедии узнали от рок-певца
Аварийно-спасательными работами занималась Комиссия по чрезвычайным ситуациям Башкирской АССР (ныне - Республика Башкортостан). На месте работали бригады скорой помощи, санитарные дружины. Пострадавших эвакуировали с места аварии на машинах, автобусах, вертолетах.
В тот день над Уфой кружили вертолеты, информации никакой не было, и мы, жители Уфы, не могли понять, что же происходит? Вертолеты садились на площади за Госцирком, которую уфимцы с тех пор так и называют - «вертолетной». Здесь сейчас полигон для начинающих автолюбителей.
Машины «скорой помощи» буквально наводнили город. Автор этих строк помнит, как вечером 4 июня пошла с друзьями на концерт Шевчука, и во время концерта стало все известно о трагедии – певец рассказывал о случившемся со сцены в… перерывах между песнями.
Тогда же в Уфу прилетели Михаил Горбачев с Николаем Рыжковым. В городе были организованы прямые телемосты между местными учреждениями здравоохранения, московскими клиниками и медицинскими центрами США.
Кстати сказать, что-то подобное произошло в мае 2009 года в Москве, когда взорвался подземный газопровод. Но, конечно, масштабы ущерба трудно сравнивать.
Уфа
Погибла половина юношеской сборной СССР по хоккею
В одном из вагонов ехали юные хоккеисты челябинского «Трактора» 1973 года рождения, все они являлись кандидатами в юношескую сборную СССР. У той команды была настоящая психология победителей. Лишь в двух первых турнирах, когда им было по 11—12 лет, челябинцы не выигрывали золото. Затем пять лет забирали только главные призы — во всех соревнованиях. 10 челябинских хоккеистов вместе со школьными товарищами отправились в Краснодарский край на отдых, а заодно помочь в уборке урожая (на юг брали лучших). Но поезд не успел даже пройти границу Челябинской области.
Вот имена погибших: Сергей Генергард, Олег Девятов, Алексей Козловский, Андрей Кулаженков, Артем Масалов, Александр Михайлов, Станислав Петухов, Сергей Смыслов и Андрей Шевченко.
А наибольших успехов в спорте из того выпуска СДЮШОР «Трактор» добился Борис Тортунов - победитель Кубка Евролиги в составе магнитогорского «Металлурга». Необходимо отметить, что трагедия с молодыми челябинскими хоккеистами не забывается. Каждый год весной в ледовом Дворце «Трактор» проходят турниры юношеских команд, посвященные памяти погибших под Ашой.
Годом ранее
4 июня 1988 года, ровно за год до катастрофы в Улу-Теляке, произошёл взрыв на станции Арзамас Горьковской железной дороги. Инцидент произошел во время подхода пассажирского поезда. Тогда погиб 91 человек, в том числе 17 детей, сотни были ранены. Взрыв уничтожил 151 жилое строение, 600 семей остались без крова. Причина взрыва — несоблюдение правил транспортировки промышленных взрывчатых веществ, применяющихся при геологоразведочных работах.