Англия строит два новых авианосца в дополнение к трем. У нас остался один из шести, и тот - старый
10 июля английская пресса сообщила о том, что Ее Высочество Принцесса Англии Беатрис приняла участие в закладке первых двух авианосцев из серии Queen Elizabeth («Королева Элизабет») на верфи Govan. Выступая на церемонии, начальник главного штаба ВМС Великобритании адмирал Джонатон Бэнд заявил: «Эти корабли не просто запасные аэродромы, это инструмент нашей национальной силы, «большая дубинка», которой будет управлять правительство в стратегически важных для нас областях. Они вместе с унифицированными ударными истребителями пятого поколения и 45 новыми эсминцами сформируют основу будущих возможностей Великобритании для обеспечения преимущества в воздухе и на воде по всему миру».
Первые два авианосца «Королева Элизабет» и «Принц Уэльский» будут иметь водоизмещение 65 тыс.т. Они строятся на замену трех имеющихся у Англии авианосцев серии Invincible постройки 80-х годов прошлого столетия. Они имеют водоизмещение 19 500 т. и возможности для базирования только самолетов вертикального и укороченного взлета и посадки Harrier.
Новые авианосцы планируется принять на вооружение соответственно в 2014 и 2016 гг. Это самые большие суда, которые Великобритания когда-либо строила. Они смогут нести по 40 самолетов пятого поколения F-35.
Изначально планировалось, что строительство кораблей будет завершено в 2012 году. Из-за экономического кризиса этот срок был продлен до 2014, а затем и 2016 года.
Россия тоже пытается создавать авианосцы. Как известно, во время посещения в октябре прошлого года Североморска президент РФ Дмитрий Медведев поручил министерству обороны разработать программу строительства авианосцев, чтобы приступить к их созданию уже в ближайшие годы. Недавно представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) вице-адмирал Анатолий Шлемов сообщил, что российские конструкторы уже приступили к работе над моделью будущего авианесущего корабля. Пока идет выработка требований, тактико-технических заданий, но уже точно определено, что он будет атомным и иметь водоизмещение порядка 50-60 тысяч тонн. По словам Шлемова, на авианосце будет базироваться новый палубный самолет пятого поколения с классическим горизонтальным взлетом и посадкой. В дополнение к самолетам и вертолетам на новом авианосце будут базироваться и беспилотные летательные аппараты. Вице-адмирал Шлемов сообщил, что планируется построить, как минимум, три корабля. Один будет базироваться на Северном флоте, другой – на Тихоокеанском флоте, а третий – сменный – создается для того, чтобы иметь возможность производить плановые ремонты без снижения боеспособности флотов.
Однако все это пока только слова. На деле же до сих пор даже не решено, где будут строиться авианосцы. Ведь в России такого типа корабли не строились никогда. Верфи для них имелись только в украинском Николаеве. Сегодня рассматриваются два варианта: Балтийский завод и «Севмаш». Первый имеет опыт строительства гражданских судов водоизмещением до 100 тысяч тонн, а второй - кораблей с атомной энергетической установкой.
Генеральный директор «Севмаша» считает, что для строительства авианосцев необходимо провести техническое перевооружение предприятия, внедрить новые технологии. По его оценке, стоимость авианосца такого класса будет не менее 4 миллиардов долларов (англичане строят за 3 млрд.).
В настоящее время у России имеется лишь один авианосец «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов». У США – 12 плюс 1 строится. У Англии – 3 плюс 2 строятся.
У Индии – 1 плюс 2 строятся и 1 куплен у России и переоборудуется.
Первые отечественные корабли, специально спроектированные для базирования на них реактивной авиации, начали строиться в 70-х годах прошлого века. Они назывались тяжелыми авианесущими крейсерами (ТАКР). Судьба большинства из них плачевна.
ТАКР «Киев» был включен в состав Северного флота в 1976 году. Провел ряд боевых служб в Атлантическом океане и Средиземном море. Последний поход совершил в 1991 г. Поставлен на ремонт в Росте (Мурманск), но из-за недостаточного финансирования исключен из списков 30.6.1993. Экипаж расформирован 28.8.1994. Продан на слом за 5 миллионов долларов и отбуксирован в Китай. Переоборудован в туристическо-развлекательный центр.
ТАКР «Минск» включен в состав Тихоокеанского флота в 1978 году. Провел ряд боевых служб в Тихом океане. В 1991 году из-за сокращения финансирования поставлен на прикол в бух. Постовая близ Совгавани. Исключен из списков 30.6.1993, экипаж расформирован 31.8.1994. Продан южнокорейской фирме «Янг Дистрибьюшн Ко» за 4,5 млн. долл. и в 12.1995 отбуксирован в Масан. Позже перепродан Китаю и с 2000 г. используется в качестве музея и развлекательного центра в г. Шэньчжень.
ТАКР «Новороссийск» включен в состав Тихоокеанского флота в 1982 году. Провел ряд боевых служб в Тихом океане. В 1995 году продан южнокорейской фирме «Янг Дистрибьюшн Ко» за 4,3 млн. долл.
ТАКР «Адмирал Горшков» (первоначально «Баку») включен в состав Северного флота в 1987 году. С 1992 года не эксплуатировался. В 2004 году был продан Индии. До настоящего момента проходит модернизацию в Северодвинске.
ТАКР «Ульяновск» должен был войти в строй в 1995 году. Это был улучшенный вариант, по боевой эффективности сопоставимый с американскими авианосцами типа “Нимитц” и значительно превосходивший французский “Шарль де Голль”. Но в 1991 году был снят со строительства (при 20% технической готовности) и исключён из списков кораблей ВМФ. В1992 году, по распоряжению президента Украины Кравчука, переплавлен на металл.
Таким образом, из 6 советских авианосцев Россия оставила себе только один. Остальные проданы за бесценок (менее одного процента от вложенных средств). Теперь вновь вкладываем дикие деньги в строительство трех авианосцев. Это и есть пресловутое рыночное регулирование?
Из досье «СП»:
Тактико-технические данные «Адмирала Кузнецова»:
Водоизмещение 55000 т, скорость хода 32 узла.
Количество самолётов - 26
Экипаж 1980 человек
Тактико-технические данные «Королевы Элизабет»:
Водоизмещение 65 000 т. Скорость хода 25 узлов
Количество самолетов - 40
Экипаж 1400 офицеров и матросов.
http://svpressa.ru/issue/news.php?id=11217