Дирижер - это в первую очередь человек, который обладает не только музыкальным образованием, талантом и умением руководить, но и берет на себя всю ответственность за оркестр. Вот почему практически все дирижеры – мужчины. Если взять, к примеру, тут же Россию, то единственным, причем призанным дирижером-женщиной была во многом как по характеру, так и по манере работы, похожая на энергичного мужика, Вероника Дударова. И до сих пор там практически не появляются женщины - дирижеры больших оркестров. Их не пускают на этот Олимп. По-прежнему считается, что когда к дирижерскому пульту подходит мужчина, то собранность коллектива приходит сама собой.
Дирижер обязан обобщить, увидеть партитуру, как и весь спектакль целостным, и при этом одним глазом следить за происходящим на сцене. От него требуется также лаконичность, умение говорить коротко и очень точно: фразы дирижера не могут быть длинными и тем более невнятными. В противном случае музыканты не смогут играть слаженно. Это в своем роде регулировщики, управляющие музыкантами, чтобы создавать коллективный музыкальный шедевр.
Если бы в этой профессии нужно было бы только размахивать палочкой, то это было бы сказкой. Нужна также привычка долго стоять, двигаться, уметь следить ухом, взглядом, телом, то есть всем своим сущестовм быть с музыкантами и артистами, до упавшего занавеса. Мелочи в этой профессии очень важны - без них нет стиля, эксклюзивности, красоты, уникальной чистоты исполнения произведения, где нет погрешностей и уж тем более фальшивых нот.
Когда зарождалась настоящая симфоническая музыка, то первыми дирижерами были обыкновенные уличные музыканты, которые могли простукать ритм веточкой, внезапно сорванной с дерева или длинной розой, точнее ее стеблем. А одним из первых подлинно профессиональных музыкальных дирижеров принято считать чешского симфониста Густава Малера. Каждая его партитура была расписана до мелочей. Малер сам продюсировал все свои симфонии, поэтому стремился собственноручно руководить спектаклем или симфоническим произведенинем.
Одним из столпов современного дирижирования, является Рихард Вагнер. Он был первый, кто повернулся лицом к музыкантам. По примеру Вагнера дирижёры, ранее стоявшие за своим пультом лицом к публике, повернулись на триста шестьдесят градусов, то есть лицом к артистам, сидящим в оркестровой яме, что дало более продуктивное, профессиональное общение с музыкантами и певцами оперы или оперетты. «Королем дирижерской палочки» называли итальянца Артуро Тосканини еще при жизни. Не менее известные композиторы и дирижеры ХХ столетия – Имре Кальман и Леонард Бернстайн.
Знаменитые дирижеры - люди публичные, очень известные, следящие за своим имиджем. Так, к примеру, образцом вкуса, элегантности и аристократизма был Евгений Мравинский. Заядлый курильщик, он использовал для популярных тогда папирос оригинальные портсигары. Немецкие наручные часы A.Lange & Sohne любит дирижер и главный «виртуоз» Москвы Владимир Спиваков. А самый могущественный дирижер планеты ХХ столетия – Герберт фон Караян – буквально купался в роскоши: собственный самолет, шикарная яхта, «мерседесы» последних моделей для него были нормой.