Известный ученый Павел Шмаков как-то сказал, что научные открытия имеют две стороны, которые способны как позитивно, так и негативно воздействовать на человека. А в последние годы своей жизни он упоминал новый вид – «информационный», который гораздо глубже проникает в духовный облик человека, воздействуя на его мировоззрение и психику.
28 декабря 2011 года исполнилось 126 лет со дня рождения Павла Васильевича Шмакова. Он являлся заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, доктором технических наук и лауреатом государственной премии СССР. Основные работы Шмакова были связаны с областью цветного и стереоскопического телевидения, факсимильной связи. Кроме того, он является автором такого изобретения, как «супериконоскоп» (телевизионная передающая трубка).
Именно Шмаков и его коллега разработали технологию и получили первое монохромное изображение на 30 строк, что позволило наладить в Москве регулярное телевещание. В 1935 году ученый переезжает в Ленинград, где начинает работать во Всесоюзном НИИ Телевидения, используя в исследованиях свое собственное изобретение – «трубку Шмакова-Тимофеева» («супериконоскоп»). Известно, что самый первый образец супериконоскопа Шмакова до сих пор хранится в фондах Центрального музея связи имени А. С. Попова.
В те года, во время съемок телепередачи в студии от ламп накаливания температура помещения поднималась до 35 градусов Цельсия. Дело в том, что такое усиленное освещения было необходимо для преобразований «свет-сигнал». Камера для съемок была гигантского размера и постоянно направлена на большое зеркало, за которым стоял ассистент режиссера. Его обязанности заключались в том, чтобы поймать отражение актера. Трудность таких съемок заключалось в том, что если объектив такой камеры направить непосредственно на самого актера, то даже при условии его полной неподвижности, его изображение все равно выйдет за кадр. В 1934 году, Павел Васильевич смог увеличить разрешение оптико-механического телевидения до 180 строк.
Через три года, заслуженный деятель науки становится руководителем новой кафедры телевидения, которую он сам же и основал. Шмаков остается ее бессменным шефом на протяжении многих лет, вплоть до 1982 года, пока ученый не уходит из жизни. Именно под его руководством здесь проводятся уникальные работы по космическому телевидению и «подземному» телевидению – для исследования недр. Также осуществляются исследования вторичной эмиссии электронно-лучевых трубок. Эта кафедра функционирует и в настоящее время. На сегодняшний день специалисты проводят работы по воплощению заманчивой идеи по созданию телевидения с запахами.
В свое время Шмаков знакомится с научными разработками своих коллег в области цветного телевидения. Для этого он проводил поездки в США, Англию, Францию и Голландию. Известно, что в конце 50-х годов именно под его руководством закончились работы по созданию цветного телевидения. В 1965 году ученый получил звание почетного члена Международного комитета по телевидению. Впоследствии он возглавил делегацию советских ученых, которая поехала на международный симпозиум по телевидению, который состоялся в швейцарском Монтре. Шмаков выступал за широкое применение телевидения в различных сферах – медицине, промышленности и космосе. Можно смело назвать ученого отцом современного телевидения высокой четкости.
Как самый настоящий исследователь, Павел Васильевич не мог оставаться равнодушным к продуктам своих изобретений. Посвятив всю свою жизнь развитию и внедрению телевидения во все сферы жизни, он также размышлял о том, насколько положительно или отрицательно способны повлиять на самих граждан его изобретения. Даже сами названия статей, которые он написал на эту тему, говорят сами за себя: «О значении телевидения в жизни людей», «Добро и зло от телевидения».
Еще в самом начале своих изысканий, Шмаков упоминал о нерациональном использовании дорого телевизионного времени. Ученый предлагал уменьшить время заставок между сюжетами, показывать во время них небольшие ролики на познавательную тематику или полезную торговую рекламу. Однако уже перед самой смертью в 1981 году, в своей последней статье, Павел Васильевич пишет о том, какую идеологическую роль несет в себе телевидение, при этом он вспоминает слова одного своего коллеги из Америки: «Вслед за водородной бомбой телевидение представляет собою самую опасную вещь во всем мире». А ведь эта фраза до сих пор является актуальной.