На днях "Компьютерра" сообщила, что депутат Московской городской Думы Александр Милявский планирует представить в Государственную думу законопроект, в котором предполагается признать административным нарушением факт скачивания пиратского контента. В первую очередь, речь идёт о фильмах. За каждый факт скачивания предлагается штрафовать пользователя на 500 рублей. Распространителей пиратской продукции будут карать штрафами размером до 200 тысяч рублей.
Учитывая, что при скачивании с торрентов любой подключившийся автоматически становится сораспространителем, конечным пользователям придётся туго: если в результате кого-то и привлекут к ответственности, то, скорее всего, именно за распространение.
Но самые настораживающие предложения депутат озвучил в эфире Русской Службы Новостей. Конкретнее, он предложил создать некий чёрный список ресурсов, на которых хостится пиратский контент, и штрафовать пользователей за сам факт подключения к таким ресурсам.
Естественно, это предложение вызывает вполне ожидаемые вопросы. Первый, правда, сводится к тому, а нет ли тут путаницы? Иначе говоря, действительно ли предлагается штрафовать за сам факт подключения к некоему ресурсу?
"Компьютерра" обратилась за разъяснениями к помощнику депутата Милявского, юристу Андрею Григорьеву.
"Пока в законопроекте говорится лишь о наказании за распространение и скачивание нелегального контента, - ответил Григорьев. - Однако, к моменту внесения законопроекта для рассмотрения в Мосгордуму он, скорее всего, будет скорректирован таким образом, что, возможно, будет наказывать уже за сам факт обращения к таким сайтам. Эта мера пока обсуждается, но весьма и весьма вероятная".
Таким образом, речь может идти о попытке ввести такую норму пока лишь на территории Москвы.
Что касается механизма отслеживания, то предполагается, что заниматься этим будут правоохранительные органы: они обращаются к хостинг-провайдеру и получают от него информацию, под каким внешним IP-адресом был осуществлен доступ на сайт, после чего определяется интернет-провайдер, которому принадлежит этот IP-адрес.
"Затем правоохранительные органы обращаются к интернет-провайдеру, который предоставляет внутренний IP-адрес того конечного пользователя, который и осуществил доступ на сайт с незаконным контентом. К этому конечному пользователю и будут предъявлены претензии," - заявил Григорьев.
На вопрос, а что, собственно, должно инициировать реакцию правоохранительных органов, Григорьев ответил, что поводом для обращения органов к хостинг-провайдеру должно будет служить соответствующее заявление правообладателя.
"Вопрос о технических средствах отслеживания доступа прорабатывается со специалистами в этой области. По их утверждению, такое отслеживание технически возможно, хотя и трудоёмко," - добавил помощник депутата.
То есть, какого-либо страшного автоматического цензора, который будет отслеживать перемещения всех пользователей интернета и высылать штрафные квитанции за каждый случай подключения к "неправильным" ресурсам, пока можно не ждать. Также не предполагается, что провайдеры должны будут доносить на собственных пользователей за каждый случай доступа тех к торрентам или Rapidshare.
А вот чего точно можно ожидать, так это "войны заносов" со стороны владельцев, по крайней мере, российских ресурсов - кандидатов в пресловутый "чёрный список". Кто бы ни занимался его составлением в итоге, у этих людей или организаций появилась перспектива неплохо поживиться.
Стоит отметить, что год назад во Франции был принят жёсткий антипиратский закон, который предполагает длительное отключение от интернета людей, активно занимающихся пиратством.
Первоначальный вариант закона, предложенный самим президентом Франции Николя Саркози, предполагал создание новой полицейской силы, агентства, которое как раз и занималось бы отключением пользователей от Сети, если те были уличены в пиратстве.
Однако законодательный орган Франции отклонил данный проект как неконституционный. В итоге был принят смягчённый вариант, согласно которому отключать пользователей от интернета имеет право только суд. А следовательно, необходимо проведение всех законных процедур.