На Ярославском экономическом форуме вице-премьер Сергей Собянин сказал, что 49% организованной рабочей силы в России работает на государство. У меня эта информация вызвала ассоциацию со временами «развитого социализма». Давно нет с нами незабвенного Леонида Ильича, у страны другой флаг и герб, но многое неуловимо напоминает брежневскую эпоху.
В то время в экономике СССР сложилась простая и четкая структура: экспорт углеводородов приносил государству большую часть его доходов, которые перераспределялись партийно-административным аппаратом. Ресурсы, полученные за счет экспорта сырья, использовались для закупок продовольствия (прежде всего, зерна) и финансирования неэкспортных отраслей экономики. Особое место занимал военно-промышленной комплекс (ВПК), именуемый теперь оборонно-промышленным комплексом (ОПК). Подобная модель – экспорт сырья и госрегулирование экономики – может быть вполне устойчивой и обеспечивать гражданам приемлемый уровень жизни. Положительные стороны экономики «эпохи застоя» – стабильность, предсказуемость и хорошая управляемость. Когда поколение нынешних пенсионеров ностальгирует о «хорошей» жизни в СССР, вспоминают прежде всего брежневское время.
Государство в то время играло ключевую роль, но не стопроцентную, существовала также колхозно-кооперативная собственность. По данным службы государственной статистики, в 1980–1985 годы количество человек, занятых на государственных и муниципальных предприятиях, было чуть выше 90%. После развала СССР ситуация изменилась. В 1995 году количество занятых на государственных предприятиях сократилось до 42,2%, в 1998 году – до 38%, а к 2007 году плавно снизилось до 32,1%. Кризис развернул ситуацию к советской модели. В результате реструктуризации долгов многие активы отошли в собственность крупных государственных банков, вследствие чего количество работающих на государство выросло почти на 17%.
Тот факт, что через десятилетия после распада СССР структура экономики России (как минимум, по отношению к занятости населения) начинает возвращаться к характерной для СССР, вызывает тревогу. Ведь в случае повторения сильного (заметно ниже $60–70 за баррель) и продолжительного – от трех лет – падения цен на нефть Россию ждут процессы, подобные тем, что происходили в СССР в 1986–1991. Со всеми вытекающими последствиями.
P.S. Естественно, исторические процессы никогда не повторяются полностью, ибо каждая эпоха имеет свои, уникальные особенности. Но сильное deja vu с «эпохой застоя» чувствуют многие. И ничего хорошего повторение последующего сценария ни для кого не несет.