Успех самородка вполне закономерен. Дело в том, что российский гламур исчерпал сам себя. После кризиса 2008 года олигархи перестали демонстрировать свою напускную роскошь, дабы не умножать ненависть у населения, и без того доведенного до предела. К тому же многие из них действительно оказались в затруднительной ситуации, ибо до этого были вынуждены жить и вести бизнес исключительно за счет кредитов – т. е. фактически в долг.
Но в самом глупом и двусмысленном положении пребывали поп-группы, которые традиционно обслуживали вечеринки сильных мира сего. Не секрет, что 80% представителей нынешней российской эстрады зарабатывали исключительно за счет корпоративных выступлений, не дав за долгие годы ни одного сольного концерта! Естественно, без творческого багажа, без элементарных навыков сценического мастерства и без малейших средств к существованию они оказались на обочине музыкальной жизни. Причем оказались там вполне заслуженно! Те же Киркоров и Басков воспринимаются как потешные фрики из телевизора, но отнюдь не в качестве серьезных творческих единиц.
Даже те рок-коллективы, которые были приближены к сильным мира сего, оказались вынуждены пересмотреть свои маркетинговые схемы. Раньше у них было принято арендовать престижные западные студии звукозаписи, а потом хвастаться российским журналистам достигнутыми успехами и освоенными финансами. Но с недавних пор, напротив, рокеры принялись бравировать… качеством записанных в домашней студии альбомов.
Произошло то, что научным языком принято называть сменой музыкальных трендов. Если раньше считалось престижным демонстрировать свои меха и любовь к столичным увеселительным заведениям, то теперь все чаще музыканты спешат во всеуслышание заявить о своей «гражданской позиции». Некоторые из них говорят об этом без обиняков. «Мне кажется, что мы находимся в точке перелома тренда – и общественного, и культурного, – признался лидер группы «Radio Чача» в недавнем интервью порталу «Взгляд». – Это связано с тем, что гламур как всеобщая доминанта уходит из нашего обихода. На протяжении нулевых гламурные стандарты господствовали. Понятно, о чем идет речь: капитал, власть денег, шикарная жизнь, глянцевые журналы… Артисты, которые пытались поднимать гражданские темы и делать социально значимые заявления, из этого главенствующего направления выпадали, СМИ их месседжи игнорировали. Сейчас все меняется. Это – здоровая тенденция, тем более для страны, где гламурность – удел очень маленького процента людей. 3%, от силы 5% могут по-настоящему это себе позволить, остальные вынуждены каким-то образом в это играть. Играть в обеспеченность массам надоело».
Игорь Растеряев родился 10 августа 1980 г. в Ленинграде. В 2002 г. окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады – 2006. Принимает участие в эстрадных программах театра с номерами оригинального жанра. Фильмография: «Агент особого назначения» (2010), «Пропала собака» (2010), «Тайны следствия – 6» (2006), «Личный состав» (2006).
Популярность И.Растеряеву принесла песня «Про комбайнеров». Видеозапись, выполненная на мобильный телефон, была размещена на сервисе YouTube в декабре 2009 года. За 6 месяцев ролик был просмотрен всего 300 раз. 11 августа 2010 года начинается взрывной рост просмотров ролика, связанный с совместной акцией популярных блогеров и администрации развлекательных сайтов Рунета.
Так что Игорь Растеряев появился вовремя, хотя нынешний успех и пришел к артисту спонтанно. Где-то на дружеской вечеринке он написал посвящение знакомому комбайнеру и прямо там же исполнил под аккомпанемент гармони. Хорошо, что один из гостей догадался снять это действо на мобильник и выложить ролик в Интернет. В какой-то момент отчетливо слышится реплика кого-то из участников торжества: «Комбайнер – это как раз я». Песня снискала массу восторженных отзывов. Вот самый характерный из них: «Хорошо получилось, мне понравилось, всяко лучше «Мистера Трололо», вот надо кого на «Евровидение» посылать».
В чем же столь феноменальный успех Игоря Растеряева? Да хотя бы в этой фразе о комбайнерах: «Эти парни не являются мечтой гламурных дур». Актер вдохновенно живописует реальность, где нет социальных сетей, где люди получают по 3000 руб. в месяц, обеспечивая при этом своей продукцией всю страну. Что-то он взял от недооцененного «Сектора Газа», что-то – от героических рок-групп («Монгол Шуудан», «Король и Шут», «Деникин-спирт»), поющих о победах русских над иноземными завоевателями («Казаки»). В общем, речь идет о тех темах, заслышав о которых, российские «деятели искусств» сразу брезгливо оттопыривали мизинец. А Растеряев умеет спеть об этом вкусно, с душой и с огоньком.
Перспективы у Игоря Растеряева большие. В российской глубинке его услышали и полюбили (что видно из серии восторженных отзывов в блогах), а первый официальный концерт самородка в Москве прошел 23 сентября 2010 года в клубе «Контакт». На выступлении присутствовали друзья исполнителя, ставшие прообразами героев его песен. Игорь исполнил ряд старых песен, записи которых были в разное время выложены в Интернет, и новые, до этого не исполнявшиеся треки.
Новые вещи Игоря Растеряева были посвящены в основном деревенской тематике. Была там и песня «Ромашки», адресованная его безвременно ушедшим из жизни друзьям-алкоголикам. Волшебным образом певцу удается избежать любого рода чернухи, а почивших Васю и Рому он предлагает считать прекрасными цветами васильками да ромашками. В самом деле, ну какому гламуру это по зубам? Своими непритязательными, но честными и многослойными песнями Растеряев подписал глянцу окончательный приговор.
Но дело здесь даже далеко не только в пресловутом антигламуре. Важнее то, что в России впервые за много лет массовую популярность снискал певец, который не просто не стесняется патриотических тем, а только их фактически и исполняет. Пусть Игорь Растеряев – не профессионал в расхожем смысле этого слова, но главное – то, что его песни сделаны с душой и с искренней любовью к Родине. А значит, слушать его в России наверняка будут повсеместно – и в больших мегаполисах, и в глухих деревнях.