О самом стандарте уже много всего написано. На первый взгляд там все правильно изложено. Например, предлагается разгрузить школьные программы, сократить количество предметов и оставить примерно 10-11. Кроме того, планируется предоставить учащимся свободный выбор предметов, которые они будут изучать. Но есть, конечно, исключения: ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), физкультура и новый предмет «Россия в мире» (в нем будут собраны сведения из истории, обществознания, географии и культурологии) – эти предметы придется изучать всем. Также будет еще один предмет под названием «Индивидуальный проект».
Учащимся старших классов будет предложена на каком уровне (профильном, базовом или облегченном) изучать выбранный ими предмет. Выбрать нужно будет из шести областей. Первая область – русский язык и литература или родной язык и литература (на облегченном уровне – русская словесность). Вторая область – иностранный язык, третья – математика и информатика (на облегченном уровне – смесь математики с информатикой, на базовом и профильном - алгебра и начала анализа, и геометрия). Следующая область - общественные науки: история, обществознание, география, экономика, право. Затем - естествознание: химия, физика, биология и экология.
Также на облегченном уровне ученики смогут выбрать предмет, включающий все это понемногу). Шестая область - курсы по выбору (искусство или что-то другое). В итоге школьник должен взять 6-7 предметов (но не более двух дисциплин из одной предметной области).
А вот слова главного разработчика этого нового проекта, гендиректора издательства "Просвещение" Александра Кондакова, в них отражается суть этих нововведений. Согласно его утверждению, самой главной задачей государства является воспитание гражданина и патриота своей страны. Это важнее физики или математики, которую можно выучить потом, со временем. Но наверстать упущенное в гражданском воспитании ребенка потом будет очень нелегко.
Обсудив на заседании Государственно-патриотического клуба партии, члены «Единой России» пришли к выводу, что преподавание патриотизма в школах, поможет предотвратить события на Манежной площади. Даже было предложение ввести предмет, что-то вроде «Слово Божие», для духовно-нравственного воспитания.
Но все же, уроки патриотизма вряд ли прибавят любви к Родине. Лучше это чувство прививать на примере родной литературы, истории, географии нашей страны. А именно эти предметы хотят исключить из обязательной программы изучения.
По мнению многих учителей, из-за того, что русский язык и математику исключили из предметов обязательного изучения, дети не смогут изучать многие базовые предметы.
В результате опроса учеников одной из московских школ выяснили, что такие предметы как география, биология, химия не пользуются популярностью у школьников. И это не потому, что ученики ленивые или глупые, а потому, что выбрать можно только семь предметов.
Радует, что никто из школьников не собирается выбирать облегченный уровень. Даже математики собираются выбрать русский язык на базовом уровне. Но выбрав, русский язык, многие лишаются возможности выбрать литературу, второй предмет из этой области. А еще ведь для поступления в институт понадобятся и история, и право, и обществознание. Так, что очень многим ученикам придется отказаться от изучения Достоевского и Лермонтова.
Гуманитарии тоже отказались от облегченного изучени математики и информатики, остановившись на базовом курсе. Ведь ЕГЭ нужно будет всем сдавать.
Для будущих медиков понадобятся знания по химии, физики, биологии. Но выбрать могут только два предмета из этой области. Где же найти ответы на вопросы, как поступить в данной ситуации?
Как же будут оплачивать труд того же преподавателя химии, если начислять будут зарплату по количеству учеников? Не будет хорошей ставки – не будет нормальной пенсии. Еще существует мнение, что школы разделяться в зависимости от преподаваемых предметов.
Ясно, что все дополнительные предметы будут платными. Но если в обычной школе один дополнительный предмет, то в профильной гимназии их будет несколько. Вот и становится понятным, что все эти преобразования направлены на выкачивание денег, а не на разгрузку старшеклассников. Если родители не смогут платить, то дети будут изучать только ОБЖ, физкультуру и несколько предметов.
Кондаков уверяет общественность, что новый проект находит много сторонников. Но это совсем не так. Просто опросники изучения мнения о новом проекта построены так, что на большинство вопросов предполагается ответ: «Да». И в итоге окажется, что Москва положительно отозвалась о проекте стандартов. На данный момент проходит экспертиза этих новых стандартов Департаментом образования столицы по заказу министерства образования.