На сегодняшний день в России проект “Сколково” один из важнейших. И о его важности свидетельствует необычайный интерес, который проявляют многие иностранные ученые к еще пока только проектному образцу будущего научного центра. Чем станет для России проект “Сколково” в будущем точной информации нет, но предположительно это будет российский ответ американской Силиконовой долине. Создателем и идейным лидером Силиконовой долины был Уильям Шокли. В основе создания самого известного научного места на планете лежит идея, что если ученые создают все вокруг, они должны за это получать хорошее вознаграждение. Именно эта идея лежит и в основе создания “Сколково”. В этом новом мире ученые смогут не только создавать новое и необходимое, но и получать за это соответствующее вознаграждение.
Но почему желание ученых проводить новые исследования и достойно зарабатывать нельзя, осуществить на базе существующих объектов, ведь это значительно дешевле и соответственно более выгодно в экономическом плане?
Ученые отвечают, что да, конечно же, это выгодно, но не всегда дешевле означает эффективно. Сложившиеся структуры научных городков довольно консервативны и на молодых ученых с их новыми идеями особого внимания не обращают, а порой просто игнорируют. Не имея достаточной базы для реализации своих разработок, молодые ученые так и не могут воплотить в жизнь свои порой революционные идеи в жизнь.
Один ученый приводит в качестве примера историю из своей личной жизни.
“Я очень часто вспоминаю один эпизод из собственной жизни, связанный с моей работой в одном НИИ созданном при Российской академии наук. Первое, что бросилось в глаза, когда я впервые переступил порог своего нового места работы, так это возраст коллег. В штате института состояло 64 человека, из них только трое сотрудников были моего возраста, еще семерым было в пределах сорока лет, а все остальным далеко за шестьдесят. В их профессиональных возможностях ни кто не сомневался, но вот на каждую новую идею своих молодых коллег они смотрели несколько презрительно, в результате чего новое изобретение так и оставалось небольшим наброском на листе бумаги. Для проведения исследований по выбранной теме я в течение пяти месяцев доказывал руководству ее актуальность для развития науки, но на все приводимые аргументы получал один ответ – тема не вписывается в основную научную направленность лаборатории. Но, невзирая на отказы, я продолжал добиваться разрешения и лишь спустя пять месяцев мне дали добро. Столь длительный срок, конечно же, не отразился на актуальности моих исследований, поскольку тема была не прикладной, но что произошло бы с проектом, например в области современных инноваций? За столь длительный срок кто угодно мог пойти по тому же пути исследований, и на момент получения разрешения новые изобретения уже были бы не просто не актуальными, а устаревшими.
Я не могу утверждать, что такая ситуация сложилась во всех существующих НИИ и научных городках, но то что основой штат сотрудников состоит из людей преклонного возраста это факт. Эти люди обладают совершенным умом и их знания совершенны, но ко всему новому они относятся с опаской и даже негативом”.
Преградой для молодых ученых в существующих научных городках является не только их консервативный взгляд на жизнь, но и бюрократия. Проведение исследований, как правило, требует не только наличие самой идеи и людей которые их осуществляют, но и значительные финансовые средства. Для их получения молодым ученым необходимо убедить чиновников в необходимости проведения исследований и их значимости для развития науки в целом. Просьба о финансировании порой напоминает известную телевизионную игру “Что? Где? Когда?”, кроме этого добавляются вопросы “Кто?” и “Зачем?” и лишь дав удовлетворительные ответы на все вопросы, деньги, возможно, будут выделены под реализацию проекта.
Многие молодые ученые так и не могут пробить прочные “стены” бюрократии и единственным выходом для реализации своих идей видят в возможности перебраться за границу и там продолжать свою научную работу. Сколько российских ученых сейчас работает в американской Силиконовой долине сказать тяжело, но то что многие выбирают именно это место для дальнейшего проведения исследований сомнения не вызывают. В Силиконовой долине наши ученые не только достойно зарабатывают, но и получают не ограниченные возможности для реализации своих идей.
Исходя из всего вышеперечисленного, становится понятно, что проект “Сколково” должен помочь молодым российским ученым реализовать собственные, порой революционные идеи, которые в существующих научных городках так и останутся проектами и планами. Однако этот процесс может стать обратимым, то есть молодой, ни кому неизвестный ученый идеи которого были откинуты в НИИ, сможет их воплотить с помощью “Сколкова”, а затем уже как состоявшийся научный работник вернуться на прежнее место работы, где теперь для него будут открыты все двери. Аналогичные явления можно наблюдать и сейчас. Молодые ученые, уезжают на Запад и там в благоприятной для науки обстановке делают себе имя, а затем возвращаются в Россию и организовывают проведение исследований в собственных лабораториях.