Нефтяники заслонили грудью заправки от премьера
Эхо критики, с которой Владимир Путин обрушился на нефтяные компании за высокие цены на топливо, похоже, рассеялось по кабинетам видных нефтяников, так и не добравшись до потребителя. Топливные боссы бодро отрапортовали, что снизили оптовые цены (кто на 1,5 тысячи с тонны, а кто и на 2), а кто не снизил, пообещал сделать это незамедлительно. Однако на московских АЗС, как проверил “МК”, цены так и не снизились.
Любому участнику дорожного движения приятно понаблюдать за обвалом цен на бензин. Для начала “МК” решил проверить, как обстоят дела, что называется, “на местах”. Подкатываем на редакционной машине к заправке “ЛУКОЙЛ” на Рочдельской улице. Кассир на бензоколонке удивленно поднимает брови.
— Снижение цены? Путин? Ничего не слышал. Мое дело маленькое. А какая цена была вчера, не знаю. Не моя смена.
Не поспоришь. И в самом деле, где премьер, а где оператор АЗС.
Цены на топливо: АЗС “ЛУКОЙЛ” на Рочдельской: ДТ — нет, 98-й — 29,97, 95-й — 28,47, 92-й — 25,67.
Перебираемся на 1-ю Магистральную улицу. И здесь, на заправке ЛУКОЙЛ видим довольно странную штуковину. На этой заправке литр 95-го бензина стоит на рубль дешевле, чем у коллег на Рочдельской, — 27,47 против 28,47.
Еще одна заправка, на которой о снижении цен не слышали, находится на улице 1905 года. Рядом с Ваганьковским. Цена на топливо АЗС ЗАО “Сети” на ул. 1905 года: 95-й — 27,40, 92-й — 25,70, ДТ — 27,10.
Тенденции к снижению есть, но прячутся эти самые тенденции непонятно где.
* * *
В правительстве пытаются уже не первый раз сдержать рост цен на топливо. Это делается с помощью Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Две предыдущие кампании прошли в 2008 и 2009 году. Тогда весьма резкие заявления делали и премьер, и лично президент. Формально кампании прошли весьма успешно: общая сумма штрафов, наложенных на нефтяников во время первой волны “бензиновых” разбирательств, составила около 26 млрд. рублей. Однако позднее антимонопольщики заключили ряд мировых соглашений, в результате которых финансовые претензии к нефтяным компаниям были снижены до 15 млрд. рублей.
И как только активность ФАС идет на убыль, происходит очередной резкий скачок цен. В результате ФАС вынуждена начинать аж третью волну антимонопольных разбирательств.
Плохая новость для автомобилистов заключается в том, что на этот раз внимание ФАС будет сосредоточено не на бензине, а на ценах на зимнее дизельное топливо и авиакеросин. В декабре прошлого года рост цен на дизтопливо составил более 60%. О том, что нефтяникам придется умерить аппетиты, руководство ФАС предупреждало еще в январе, однако должного эффекта это не возымело.
Впрочем, скорее всего колебания цен на бензин будут зависеть исключительно от положения дел на мировом рынке, а не от активности ФАС. По прогнозам участников рынка, до весны стоимость бензина, скорее всего, останется на прежнем уровне. В дальнейшем — в случае возвращения на уровень $96—98 за баррель нефти, летнего скачка на розничном рынке может и не случиться. Если же нынешние показатели — более $100 за баррель сохранятся, не исключено, что уже к лету мы станем свидетелями четвертой волны антимонопольных дел.