- предупреждал летающий человечек из сказки.
Вынужден начать именно с этого предупреждения, потому что мешают страсти, разгорающиеся при любом упоминании о реформе образования. Понятно, что в области образования все мы специалисты с опытом: как минимум своим собственным, а часто еще детей и внуков (своих и чужих). Понятно, что без эмоций тут не обойтись. Хотелось бы, однако, чтобы эмоции в этом разговоре не мешали, а – наоборот – помогали нам понимать и собеседников, и самих себя.
Попробую начать с того, чтобы избавиться от вредных эмоций, появляющихся при столкновении слов «миф» и «реальность».
«Во что веришь, то и правда»
- говорил старец в драме полузабытого классика.
Это и есть формула мифа. Миф – особый вид восприятия реальности, это реальность принятого на веру.
Мифология с древних времен – результат невозможности практически проверить сведения о мире, из поколения в поколение передаваемые жрецами, священниками или учеными.
Мифология сегодня – способ манипуляций, основанный на убеждении не фактами, а заклинаниями.
Можно верить или не верить в таблицу умножения, таблицу логарифмов или таблицу периодической системы химических элементов. От веры тут ничего не зависит.
А в «реформу образования», которую «умом не объять», можно только «верить». «Реформа образования» - как раз и есть «магическое заклинание», миф, при помощи которого нынешняя научно-педагогическая бюрократия выбивает деньги из бюджета.
«Мухи отдельно, а котлеты отдельно»
– любит повторять бывший (а, может, и будущий) Президент.
Это и есть формула реальности. Реальность – то, что остается при практическом (ученые сказали бы: «органолептическом») знакомстве с содержимым наших тарелок. Знакомство с «системой образования» показывает, что в этих «котлетах» присутствуют уже преимущественно «мухи». Школы, в которых еще чему-то учат, в Москве и Питере можно пересчитать по пальцам. В остальных городах России их найти всё труднее. Что касается школ сельских – там уже давно не учат. Реальность действующей системы образования – это абсурдный и уродливый мир сериала «Школа».
Но реалии российской школы мало отличаются от того, что происходит в других странах. Глобальный кризис школьного образования – медицинский факт. Ученики, учителя и родители во всем мире относятся к своим школам ничуть не лучше нас. Там вообще осталась только одна школа: «Школы магии и волшебства», в которую английская учительница Дж. Роулинг поселила своего ученика Гарри Поттера.
Вот почему реальная проблема реформирования образования не имеет отношения ни к проекту нового закона об образовании, ни к обсуждаемым стандартам образования.
Вот об этом, вероятно, и следует говорить. Но – уже в следующий раз.