В последние несколько лет, особенно на волне кризиса, предложение проката авто несколько поубавилось. Самое интересное в том, что бизнес этот бывает очень разноплановым, а иногда и довольно таки прибыльным. Однако вопрос остается открытым, почему прокатные компании продолжают закрываться.
Как отмечают участники рынка, бизнес автопроката, с учетом амортизации автомобиля имеет рентабельность порядка 10-15 процентов. Что, согласитесь, довольно-таки мало. Очень часто автопрокат открывают при автосервисах или автодилеры, предлагающие как автопрокат, так и продажу автомобилей. С автосервисами ситуация, в общем-то ясна: если Вы ремонтируете свой собственный автомобиль, то прокат авто призван помочь Вам сохранить Вашу мобильность. Здесь автопрокат бывает довольно-таки прибыльным, т. к. спрос на услугу постоянный. С другой стороны, эту услугу предлагают автодилеры. Например, Вы можете заказать прокат Мазда, обратившись к одному из столичных представителей этой марки. В общем-то, автодилеры расширяют спектр своих услуг, и автопрокат, это всего лишь одна из них. С другой стороны, как признаются сами автодилеры, автопрокат их сильно отвлекает от основной деятельности — продажи автомобилей. Более того, как отмечают прокатчики, прокатный бизнес рентабелен в том случае, если есть крупная сеть автопроката или в аренду сдаются дорогие автомобили. Именно это одна из причин, почему компании автопроката, такие как Hertz, чувствуют себя довольно уверенно при любых обстоятельствах.
Мелкие прокатчики, в парке которых до 10 автомобилей, работают, как правило, нестабильно. Это связано с тем, что маленькое количество автомобилей подразумевает накладки при поломках автомобилей, а так же при авто угонах.
В целом ситуацию можно оценить следующим образом. Сегодня рынок после кризиса несколько сузился, многие мелкие автопрокатчики вылетели из бизнеса, а их более крупные конкуренты находятся в выжидательной позиции. Дорогие автомобили приносят более высокие прибыли, а дешевые автомобили пользуются гораздо большим спросом, но и денег приносят в разы меньше. Не всем компаниям хватает средств для выживания. Однако можно сказать, что рынок после кризиса стабилизировался, и теперь Все ждут, когда начнется новый рост.
Как взять машину напрокат?
Если по пунктам, то:
Процедура проста - бронирование, дисконтирование, где взять, где отдать, тип страховки и прочие мелочи. Нужны минимум права (обычные российские вполне подойдут, в худшем случае желательно иметь перевод их на английский или французский язык (понадобилось один раз в ОАЭ, лет 6 тому назад) и удостверение личности (паспорт). Иногда может потребоваться виза в паспорте (не дадут машину на срок больший, нежели виза - опыт по Германии годичной давности). Еще очень неплохо иметь одну, а лучше 2 кредитные карточки... Если они еще и "золотые".... Электронные карты работают или в далеких от цивилизации странах и выполняют роль обычных денег (т.е. там, где можно платить без кредитки) или вообще не работают. Впрочем, почти всегда российское турагенство может договориться с прокатной конторой, с которой она обычно сотрудничает относительно гарантий и способа оплаты аренды автомашины... В этом случае прокат оплачивается прямо в Москве, а там без всяких кредиток выдают машину. Но все зависит от конторы. Известные (Авис, Хертц etc.) обычно предпочитают не позориться и не работают с клиентами без кредиток... Менее известные (а в некоторых странах подобное очень развито, особенно в Штатах) работают на почти любых условиях (есть опыт по взятию в Миннеаполисе в местной конторе джипа на неделю под залог 20 долларов, никакой кредитки, при этом вместо прав использовался комсомольский билет, вполне серьезно, 1992 год). Страны Южной Америки - отдельная история.
Основные проблемы - ОАЭ, Франция, Финляндия, Германия, Швеция, Голландия, Австрия, Швейцария - залог до 1000 долларов (с карты, либо наличными), который можно вернуть только спустя дней 10 (в среднем). Если кредитка - еще бог с ним, но когда нал - тяжело сразу указать номер счета, на который потом тебе переведут деньги... Залог берется на случай штрафов за превышение скорости (а данные приходят несколько позже), на случай страхования с франшизой (когда размер ответственности ограничен некой суммой от 500 до 2000 долларов, которая не страхуется). Вещь мерзкая, рекомендации по обходу - не нарушать, пользоваться постоянно услугами одной и той же фирмы, получить членскую карту постоянного клиента, не бить машину и т.п. - в результате через три-четыре проката залог брать перестанут. Еще можно купить членскую карту Ависа (около 200 долларов) - перестанут требовать залог после первого удачного завершения проката, золотые кредитные карты за высокий класс автомобилей и станет доступно приоритетное бронирование.... Еще возможен дисконт до 20% от стоимости проката...
Не рекомендуется брать (с точки зрения экономии денег, до 200 долларов) машину в аэропорту, во многих странах это стоит дополнительных денег (нечто вроде платы за длительную парковку в ожидании клиента)..
Ни разу (за 10 лет опыта по всей Европе и США) не сталкивался с проблемой легитимности водительских прав...
Только словаки однажды... Но это так, им пить хотелось, а до магазинчика было километров 5.. Вот и прицепились... В разное время в разных странах в качестве водительских прав (экстремальные случаи) использовались: ксерокопия прав, заверенная печатью подмосковной фирмы, комсомольский билет, пластиковая визитная карточка, случайно завалявшаяся в портмоне, пропуск на работу, грузинское удостоверение, украинское удостоверение. Никаких проблем ни разу не было... Но это на дороге.. А в прокате интересует в основном возраст, способность оплатить услугу, стаж за рулем (иногда не менее 3 лет). Можно взять машину на свои права и кредитку спутница (спутницы).
Беспроблемные страны - Италия, Испания, Португалия, Греция, Турция... Можно взять машину под залог (без проблем).
Деталей по каждой стране очень много, всего не расскажешь.
Наиболее приятная контора, с которой почти всегда можно обо всем договориться (личный опыт) - Budget. По крайней мере легко возвращают залог сразу после возврата машины (разблокируют карту, возвращают нал), за смешные деньги устанавливают багажник для лыж (который всегда есть в наличии), не пытаются застраховать только крупную ответственность (в противном случае за сбитое зеркало платишь ты, за сбитый столб - уже страховая фирма, что не всегда удобно...).. Если заранее договориться, то можно оплатить все наличными, без всякой карты (опыт прошлого кризисного года в Швейцарии).