Пытались ли вы когда-нибудь съездить на авто в Белоруссию? А поехать на автомобиле в Европу через Беларусь? Не пытались? И правильно делали, ведь границы-то на замке.
Однако это совершенно никак не связанно с терактом в минском метро. Все банально просто. Границу перекрыли сами автолюбители, а точнее покупатели и автоперегонщики новых и не очень новых автомобилей. Автомобилисты из России и Казахстана решили использовать временную лазейку, которую создал Таможенный Союз 3-х государств – одного среднеазиатского и двух славянских.
Казалось бы, власти России сделали все для защиты «отечественного товаропроизводителя». Даже если этот производитель представляет западную автомобильную компанию. Когда создавался таможенный Союз, чтобы поддержать свои договоренности с мировыми автогигантами, переговорщики сделали все возможное по приближению автомобильных пошлин союза к национальным таможенным ставкам России. И надо отметить, что россияне своего-таки добились. За это им, очевидно, автолюбители из Казахстана и Белоруссии будут долго «благодарны». Сейчас в этих странах не существует своего легкового мощного автопрома, а это значит, что нет влиятельного лобби, которое требует удерживать высокие таможенные пошлины. Зато в Белоруссии существует мощный свой автоторговый бизнес, который появился в начале девяностых годов прошлого века и который является мощным регионально-экономическим фактором. Таким как, к примеру, автомобильный бизнес Приморского края в России. Разветвленная сеть автосалонов, магазинов автокомпонентов и автозапчастей, автосервисов, частных автоторговцев, а также частных и корпоративных перегонщиков – вот что представляет из себя белорусский автобизнес, который в последнее время превратился в мощную настоящую индустрию, охватившую не только всю Беларусь, но и соседние государства (Польшу и страны Прибалтики).
Поэтому-то значительная часть белорусского общества и восприняла «в штыки» решение своего правительства о поднятии таможенных пошлин. Однако не надо забывать, что у белорусского руководства были свои резоны пойти на этот шаг. Президент Белоруссии, хоть и с оговорками, но променял интересы автобизнеса на доступ к дешевым энергоносителям. Всем очевидно, что большинство представителей белорусского автомобильного бизнеса либо перепрофилирует свою деятельность, либо вообще уйдет с рынка. Однако, пока еще у российских автолюбителей и белорусских коммерсантов есть возможность «сорвать банк», чтобы хотя бы частично покрыть будущие свои финансовые потери.
До первого июля, пока действует переходный период, на территорию Казахстана и России можно ввозить автомобили, которые были растаможены еще по старым пошлинам, без всякой дополнительной таможенной очистки внутри страны. Здесь только одно главное условие, чтобы автомобиль был растаможен Белоруссией до 1.01.2010 и соответствовал экологическим нормам «Евро-4». Конечно, те машины, которые сейчас ввозятся в Республику Беларусь, под эти требования уже не подпадают. И они, скорее всего, осядут в самой республике, но вот те автомобили, которые уже были в пользовании наших братьев-белорусов, массово отправятся на территорию Казахстана и в Россию. Белорусская логика понятна - граждане этой республики стараются до начала июля обновить по старым ценам весь свой автопарк, хорошо, что покупателей на подержанную машину долго искать не надо.
Такое впечатление, что ажиотаж подержанных иномарок на белорусском рынке достиг своего апогея. На единственном в Минске и крупнейшем в Белоруссии автобазаре «Малиновка» столпотворение и суета, которая обычно бывает на предновогодней распродаже. Обезумевшие покупатели, поддавшись общей эйфории, сметают абсолютно все, что соответствует беспошлинному ввозу в Россию. Покупают даже то, что в другое время никогда бы не купили.
Автомобильные эксперты, которые наблюдали эту картину, настроены скептически, ведь стоящих машин на рынке практически не осталось. В основном сейчас уже продаются «убитые» и многократно ремонтированные экземпляры, которые к тому же имеют еще и сомнительную историю. Очень возросли также и случаи автомобильных мошенничеств разного типа. Если же на рынке и появляются действительно стоящие машины, то они продаются мгновенно, в течение двух часов.
«Счастливые автовладельцы» здание МРЭО берут с боем. Если раньше за полчаса можно было переоформить авто, то сейчас вы можете потратить для этого целый день. Лишь для того, чтобы попасть в само здание, вам необходимо будет постоять несколько часов в очереди. Если вы гражданин России или Казахстана, то считайте, что вам еще крупно повезло, так как переоформят ваш автомобиль в порядке очереди. А вот если вы белорус – тогда вам, скорее всего, предложат зайти позже. У автоинспекторов логика железная - коль вы не занимаетесь перегонкой автомобиля, то, следовательно, и спешить вам некуда и можете подождать, когда людской поток ослабеет. С каждым днем таких «ожидающих» становится все больше. Избавившись от своего «железного коня» белорусы тут же ринулись за новым автомобилем к своим западным соседям. Еще в прошлом году через западные таможенные посты в Белоруссию проходило около полутора сотен машин, сейчас этот показатель возрос до 1000 машин ежедневно. Поэтому и неудивительно, что работа пропускных терминалов практически парализована. А массовое обновление белорусами своего автопарка привело к росту цен подержанных машин в странах Прибалтики, в Польше и в Германии. В среднем цена увеличилась на 20 процентов.
С каждым днем час «Х», когда белорусские пошлины поднимутся в двенадцать раз, все приближается, осталось уже каких-то полтора месяца. Поэтому-то большинство и стремится получит выгоду. Однако остается пока не ясно, чем же этим летом будут заниматься представители автомобильного бизнеса в Белоруссии? Удастся ли им подстроиться к новым реалиям? Что ж, посмотрим.