Прощай, культура, наука, образование? Да здравствует общество потребления?

Прощай, культура, наука, образование? Да здравствует общество потребления?В начале прошлого столетия философ Ортега-и-Гассет пророчески предвидел грядущее господство человека массы: идеология, политика, культура полностью подчинятся его желаниям и вкусам.

С термином «общество потребления» я впервые столкнулась в студенческие годы. Готовясь к экзамену, я штудировала внушительный том учебника по зарубежной литературе, в котором провозглашалось, что в культуре Запада 2-ой половины XX века преобладало влияние вкусов общества потребления.

Учебник был насквозь пропитан коммунистическим духом (других учебников в эпоху Перестройки не было – их еще не успели написать), но, несмотря на идейный пафос, свойственный учебной литературе советского периода, я получила четкое представление о том, что такое общество потребления и массовая культура.


Правда, в те годы, пронизанные романтическими надеждами на светлое будущее, я и представить не могла, что мне придется не только стать свидетелем наступления новой эпохи – эпохи торжества человека массы, но и увидеть ее плоды.

Общество потребления – общество, главная цель которого - удовлетворение сугубо материальных потребностей человека.

Плохо ли это?

Я не ханжа: мне нравятся красивые и добротные вещи, качественные продукты питания. Отправляясь в магазин, я с интересом изучаю последние модели холодильников и стиральных машин, а дизайн и уровень комфорта современных зданий вызывают у меня самое искреннее восхищение.

Однако имеется одно «но». Чтобы не быть многословно – голословной, приведу конкретный пример, который наглядно проиллюстрирует мою мысль.

Несколько лет назад, читая лекцию по русской литературе XVIII века студентам местного университета, я стала свидетелем неподдельного удивления, вызванного некоторыми фактами биографии Ломоносова.

Первый русский профессор, имевший возможность лично общаться с императрицей Елизаветой Петровной, «выпросил» у нее Московский университет, увеличение штатов Российской Академии наук, призывал ее освоить богатые недра Отечества и т.д., но никогда ничего не просил для себя лично.

«Почему?» - последовал вопрос. Я ответила, что представления о патриотизме и чувстве долга у Ломоносова (и у многих его товарищей по цеху поэтов) значительно отличались от современных представлений: обывателю понять Ломоносова – гражданина очень не просто, а то и невозможно.

Не менее трудно понять Ломоносова и 19-летнему студенту, которого поток телевизионной рекламы убедил в том, что он «достоин» самого лучшего шампуня, инновационной краски для волос, последней модели роскошного авто и прочего – соков, чипсов, жвачек и т.п.

Как говорится, «почувствуй разницу»: где шампунь от «Лореаль» и где Ломоносов с его гражданскими одами?
Можно быть сытым, одетым по последней моде, иметь дом в престижном районе города, автомобиль, вызывающий всеобщее восхищение и зависть, а дальше что? Даже если представить на минуту, что ты достиг всего, к чему стремился – дальше-то что?

Поневоле всплывают в памяти слова Спасителя: «Не хлебом единым жив человек». Люди иных эпох (не все, конечно) их хорошо понимали, человеку массы – «продукту» общества потребления – они совершенно не понятны.
В нашу эпоху всеобщего потребления куда-то исчезли аристократы: я имею в виду аристократов духа. К сожалению, редеют ряды «последних из Могикан»: недавно ушли из жизни В. Вульф и М. Козаков.

Бытует мнение, что и сегодня есть много талантливых актеров и режиссеров - все дело в отсутствии (или дефиците) качественного кино. Возможно, это и так.

Но мне кажется, что отсутствие на культурном небосклоне новых монументальных фигур связано с тем, что общество потребления, в котором господствует массовый вкус, не нуждается в аристократизме.

Изучая программу для вузов по специальности «Древнерусская литература», я обратила внимание на то, что список рекомендуемых к изучению научных трудов практически не обновился: все те же имена «последних из Могикан» - Лихачев, Кусков, Рыбаков…

Итак, прощай, культура, наука, образование? Да здравствует общество потребления?

Если это так, то историческая перспектива не сулит нам радужного будущего: достаточно вспомнить сытую Римскую империю и ее знаменитый лозунг «Хлеба и зрелищ!» Чем все это закончилось, известно каждому пятикласснику (по крайней мере, раньше было известно).

Да, нужно бороться с инфляцией, поднимать заработную плату бюджетникам и пенсии, повышать обороноспособность страны, взращивать отечественный бизнес.

Но при этом нужно, чтобы решение материальных проблем не отменяло заботу о «хлебе насущном», и тогда, возможно, строки Пушкина: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» ни у кого не вызовут недоумения.

ГК "Современные технологии - производство пластиковых карт под ключ, включая не только печать с готовых макетов, но и разработку оригинального дизайна пластиковой карты. Учитываются любые пожелания клиента к объему партии, типу и качеству материалов. Более подробную информацию можно узнать на сайте pospromo.ru.
Автор Юлиана Сокол
Модные стрижки и цвета волос 2011 года
Премьера продолжения картины "Утомленные солнцем" Михалкова никого не оставила равнодушным
Мнение редакции RNNS может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

В связи с участившимся спамом в комментариях, мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии, либо войти на сайт под своим именем.

Смотреть HD

видео онлайн

бесплатно 2022 года



Комментарии: