С 25 июля этого года вступил в силу новый закон, согласно которому в Административный кодекс РФ будут внесены некоторые поправки, касающиеся статьи 5.59 «нарушение порядка рассмотрения жалоб граждан». Теперь, недобросовестного клерка, решившего затеять волокиту с документами, могут оштрафовать на 5 – 10 тысяч рублей. Законодатели считают, что таким образом население сможет успешнее реализовывать свои конституционные права.
Также в самом документе подробно расписан порядок работы с заявлениями граждан. Теперь с момента поступления в организацию жалоба от гражданина должна быть зарегистрирована в течение трех дней. Далее в течение семи дней это заявление должно быть направлено для рассмотрения по существу. Со дня регистрации время рассмотре6ния жалобы составляет не более 30 дней. Если есть ситуация, когда необходимо уделить более 30 дней на рассмотрение заявления, срок может быть продлен до двух месяцев.
Если будет иметь случай жалобы на чиновника федеральной структуры, то ее разбирательством займется административная комиссия. В этом случае решение по данному заявлению должно быть принято в течение 10 дней. Если автор жалобы будет не согласен с решением, то он всегда может опротестовать его в прокуратуре.
Известно, что граждане давно пытались найти управу на чиновников у правоохранительных органов. Однако прокурор в таком случае мог только потребовать привлечь виновных в волоките чиновников к административной ответственности. То есть бюрократ, в крайнем случае, мог получить только строгий выговор. Теперь же, согласно внесенным изменениям в Административный кодекс, прокурор может возбуждать дела и направляя их в суд для рассмотрения.
Возникает вопрос: станет ли такая мера эффективным воздействием для борьбы с бюрократизмом в стране? Вся проблема в том, что при низком уровне развития гражданского общества вряд ли стоит рассчитывать получить общественности большой вес в комиссии. Получается, что в итоге чиновники будут контролировать сами себя.
Не меньшие проблемы могут возникнуть при доказательстве самого факта волокиты. Потому, что нерасторопность чиновников можно всегда объяснить не полным комплектом штатных работников, расплывчатой формой жалобы, недостоверность изложенных в ней сведений и так далее.
В давних пор у нас в стране присутствует чиновничья волокита. Еще во времена правления царей, столоначальники всегда находили способ, чтобы промурыжить просителей, уклониться от решения вопроса. При этом могли попросить принести еще одну справку, пустить жалобу по другим кабинетам или реагировать так, чтобы внешне все было правильно, но при этом никто ничего не понял. В данном случае, лицо направившее жалобу, оказывается втянутым в бессмысленную затяжную переписку.
Современные чиновники давно научились успешно пользоваться всеми этими примерами. Уже вполне обычной кажется ситуация, когда отдельный гражданин или несколько товарищей по несчастью долгое бесконечно обивают пороги чиновников среднего звена.
Также волокита является верным способом принудить просителя к взяточничеству. Потому, что система бюрократизма такова, что можно всегда найти повод не подписать нужную справку, запросить новые документы для решения вопроса, то есть таким образом намекнуть, что можно разрешить ситуацию гораздо более быстрым способом.
За последнее время правительство приложило много сил, чтобы сделать более простым общение обычных граждан с чиновниками. Многие ведомства открыли свои сайты, однако с претензиями на работу чиновников администрация большинства порталов рекомендует обращаться непосредственно в территориальные уполномоченные органы государственной власти или звонить на «горячие линии».
Конечно, вряд ли стоит думать, что волокиту можно победить при помощи наложения штрафов на чиновников, можно сказать, что искоренить ее также сложно, как и коррупцию. Однако, если чиновник почувствует, что на него все-таки есть управа, хоть и не совсем страшная, то это уже будет шагом вперед.