Несмотря на грозные предупреждения со стороны главы России Медведева и премьер-министра Путина и в этот раз контракты по гособоронзаказу этого года также не были выполнены в срок.
Владимир Путин ранее потребовал от Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса рапортовать до 31 августа о завершении контракции. При этом ответственный за выполнении этого заказа, руководитель ведомтсва Анатолий Сердюков уверял правительство, что все будет сделано в срок. Однако назначенная дата прошла, а результатов никаких так и нет.
Минобороны смогло договориться всего лишь с тремя производителями из всего пакета контрактов. Таким образом, договора были заключены с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) и Московским институтом теплотехники (МИТ). Радует только то, что именно эти производства являются базовыми, с помощью которых в основном и осуществляется обновления всего парка ВВС, ВМФ и стратегических ракетных сил.
Хотели авиакосмический заказ полностью выполнить во время прохождения МАКс в Жуковском, однако многие ожидаемые контракты были сорваны. С судостроителями тоже вышли накладки, не были заключены самые нужные контракты, в том числе и с предприятием «Севмаш». Да и с продукцией МИТ тоже складывается плачевная ситуация, хотя здесь замешаны стратегические ракетные комплексы "Ярс" и "Тополь", не имеющие аналогов в мире. Ранее Сердюков выражал недовольство тем фактом, что стоимость такого вооружения стала гораздо выше. Таким образом, не один из ключевых контрактов не были заключены в полном объеме.
Нынешний срыв гооборонзаказа является третьим по счету, хотя еще в мае президент России Дмитрий Медведев собирал военных чиновников на совещание, где потребовал ответа за срыв оборонзаказа за 2010 год. Но, видимо, гнев главы стары так ни к чему не привел.
Потом еще раз в июле этого года Дмитрий Анатольевич высказал свое возмущение тем, что заказы за этот год не выполнены даже на две трети нужного объема, поэтому вполне возможно, что в целом опять ГОЗ может провалиться. Президент был весьма недоволен и позволил себе несколько импульсивные высказывания о том, что если ситуация настолько плоха, как описывают некоторые коллеги, то необходимы организационные выводы в отношении тех, кто отвечает за это в правительстве, независимо от чинов и званий. А если все не так уж и плохо, то тех, кто сеет панику нужно увольнять, хотя в военные годы за это расстреливали. При этом речь Медведева была обращена лично к Сердюкову.
Специалисты считают, что в срыве контрактов этого года виноваты обе стороны. С одной стороны – Министерство обороны со своим слишком бухгалтерским подходом, а с другой - промышленники. Также можно еще вспомнить повышение цен на продукцию, за счет увеличения цен на металл, энергию и топливо, которые постоянно дорожают.
В целом, можно отметить, что военно-промышленный комплекс не может конкурировать на внутреннем рынке, потому, что после 1990-х годов вообще оказалась за рамками рыночной экономики. После 2000 ситуация немного исправилась, однако военное производство в силу низкого качества продукции, плохого менеджмента и коррупции не может удовлетворить нужды российской армии. Так, что под видом различных благ постепенно уничтожили внутреннюю конкуренцию, а качество продукции так и не повысили.