Владелец одного из крупнейших шведских производителей автомобилей, компании Saab, обратился в окружной суд Венерсборга (Западная Швеция) с заявкой о проведении процесса реструктуризации и защите от кредиторов. Представители компании искренне надеются получить поддержку в суде, а также надёжную защиту от всех попыток прекратить работу компании и распродать её отдельными частями. Они заявляют, что ликвидации компания сможет избежать лишь в том случае, когда будет привлечено дополнительное финансирование. Впрочем, многие эксперты категорически заявляют, что выйти из этой сложной ситуации у компании практически нет шансов.
Первые сообщения о намерениях владельца компании Saab обратиться в окружной суд с заявкой о защите от кредиторов появились в прессе Швеции Ещё в конце лета. Тем не менее, представители компании до последнего момента опровергали эту информацию и заявляли, что проблема в ближайшем будущем будет решена. В случае, если суд всё-таки удовлетворит заявку компании, реорганизация затянется примерно на три месяца. Стоит отметить, что под процедурой защиты от кредиторов не обязательно подразумевается банкротство компании. Но, по мнению немецких экспертов, полная ликвидация компании уже не за горами.
Напоминаем, что убыточная компания Saab стала собственностью нидерландской компании Spyker, которая в мае 2011 года получила новое название - Swedish Automobile. Saab был куплен у General Motors приблизительно за 400 миллионов евро. Владимир Антонов, российский бизнесмен, бывший владелец Spyker, имел в своём распоряжении почти 20% акций, но накануне сделки он под давлением представителей GM вышел из капитала компании и окончательно отстранился от сделки. Компания GM объяснила это тем, что Антонов участвовал в денежных махинациях, и имел связи с представителями организованной преступности. В итоге, пытаясь спасти сделку, бизнесмен продал все свои акции Виктору Мюллеру, генеральному директору компании Spyker, и покинул совет директоров. После этого Антонов нанял сотрудников детективного агентства, которые в ходе расследования выяснили, что обвинения GM в адрес бизнесмена оказались несправедливыми. В агентстве заявили, что действия представителей компании были направлены в первую очередь против планируемого возведения на территории Калининградской области завода по производству автомобилей Saab. Причина была в том, что этот завод должен был заниматься не просто сборкой, но и полноценным производством автомобилей с использованием российских комплектующих.
По словам экспертов, покупка Saab'a стала серьёзной ошибкой Spyker’a, поскольку это никак не улучшило состояние концерна. Не удивительно, ведь уже довольно длительное время Saab находится на грани полного банкротства. Убыток концерна за первое полугодие нынешнего года увеличился почти на 400% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года – то есть, примерно до 320 млн. долларов. В апреле работа компании была остановлена вследствие большой задолженности перед компаниями, поставляющими комплектующие. Выпуск автомобилей за первое полугодие 2011 года оценивается примерно в 15.2 тыс. единиц.
В мае нынешнего года у компании Saab появилась возможность выйти из критической ситуации. Дело в том, что китайская компания Pang Da Automobile Trade Co. согласилась содействовать Saab'у в восстановлении производства. Месяцем позже, в июне, шведский концерн подписал контракт с китайскими сотрудниками на сумму примерно 245 миллионов евро. Согласно условиям контракта, продажа и сборка автомобилей будет производиться также и на территории Китая. Но появилась ещё одна проблема – регулирующие органы КНР не одобрили сделку. Ранее они уже препятствовали двум попыткам китайских автомобильных компаний вкладывать финансы в Saab. Антонов много раз предлагал свои инвестиции в Saab и даже выкупить этот бренд, но одобрения на это тоже не получил.
О неминуемой ликвидации бренда свидетельствует и отсутствие продукции шведской компании в автосалонах РФ.
В процессе реструктуризации Saab попытается найти дополнительные источники финансирования. На сегодняшний день помочь автопроизводителю вызвались несколько заинтересованных представителей разных компаний. На протяжении 21 дня с момента подачи заявления в Венерсборгский суд Saab обязывается предоставить своим кредиторам план будущей реорганизации производства, предусматривающий значительное сокращение издержек, а также работу над созданием конкурентоспособной организационной структуры. Многие эксперты сомневаются в успешности этих действий. Стоит также отметить, что компания Saab отказалась принимать участие в международном автосалоне во Франкфурте, который запланирован на 15-25 сентября.