Если так, что же будет с мировой экономикой дальше? Какая валюта обладает мощнейшим ресурсом, чтобы безболезненно заменить доллар? Большинство аналитиков склонны полагать, что таких валют в мире пока нет. Однако нам нужно подождать около 10 лет, и новая резервная валюта станет объективной реальностью. При этом все большее количество людей заявляют, что такими потенциалами обладает китайский юань.
Затаившийся дракон
Китай уже давно начал продвижение своей валюты на мировом рынке. Как результат активных реформ – быстрое развитие рынка облигаций, которые номинированы в юанях. Помимо этого, вырос и статус юаня. Сами китайцы часто называют юань женьминби в случае его использования в мировой торговле. Юань, наращивая свою экономическую мощность, позволяет Китаю добиться одной из главных на сегодняшний день целей: сократить зависимость от американского доллара. Это тем более важно, так как доллар теряет доверие с невероятной скоростью.
Многие эксперты уверяют, что политика КПК настолько осторожна, что она не способствует превращению юаня в крепкую резервную мировую валюту. Осторожность китайский властей заключается в том, что они контролируют приток капитала в страну, а также искусственно снижают курс юаня, чтобы Китай не захлестнул импорт товаров. Если правительство Поднебесной ослабит контролирующую «хватку», то это может пойти на пользу мировой экономике.
Научный сотрудник одного из известных журналов Арвинд Субраманян склонен предполагать, что сегодня Китай превосходит в экономическом плане существующего потенциала многие мировые государства. Экономический запас Китая сегодня просто колоссален. Субраманян считает, что еще 7-10 лет и Китай с уверенностью обойдет по уровню развития США. Получается, что мы живем на пороге глобальной экономической революции, так как эволюцией стремительный экономический скачок Поднебесной язык не поворачивается. Если верить словам Субраманяна, то один из главных экономических полюсов мира уже сейчас перемещается в сторону КНР.
Это не кажется таким уж преувеличением. Чтобы осознать возможность выхода Китая на первое место в мире по уровню ВВП, достаточно взглянуть на историю. В 19-м веке Великобритания была самым экономически развитым государством мира, затем Соединенные Штаты отобрали у британцев пальму первенства. Почему бы и китайцам не сделать это в свою очередь с США. Зарубежные экономисты склонны полагать, что произойдет это очень скоро.
Известный историк Барри Айшенгрин подтверждает такую точку зрения. Он хорошо подметил, что некогда и доллар не воспринимался всерьез – все сделки в мире велись, в основном, в фунтах стерлингов. Затем развитие США пошло более активными темпами, и доллар потеснил британский фунт на мировой арене.
Не все так просто
Однако в случае с юанем не так все просто и очевидно. Во-первых, Китай – далеко не самое свободное с точки зрения экономических процессов государство. КНР – страна достаточно закрытая. Особенная замкнутость проявляется в плане зарубежных товаров. Китай стремится насытить свои рынки лишь товарами «домашнего» производства, а перед всеми остальными стоит заслон в виде заниженного курса юаня. В такой ситуации не всякий инвестор готов вкладывать свои средства, ведь это больно отразится на его прибыли. Субраманян говорит, что если в ближайшее время экономическая политика КНР не будет пересмотрена в сторону большей открытости, то рост может существенно замедлится.
Однако резкий отказ от контроля за курсом китайской валюты может так же негативно сказаться на экономике. Получается, что в этом случае нужно постепенно укреплять юань и повышать либерализацию валютного рынка. Можно быть уверенным, что первоначально никто в Китае не обрадуется повышению курса юаня, однако через несколько лет положительный эффект будет достигнут.
Итак, появится ли в следующем году новая мировая валюта? В этом случае можно полагать, что новой валютой станет тот самый укрепленный женьминби, как экспортный аналог китайского юаня.
Алисия Гарсия-Эрреро как одна из ведущих испанских экономистов полагает, что миру осталось подождать совсем немного до появления полновесной резервной валюты в противовес, точнее взамен доллара. Она прогнозирует, что это случится не раньше 2016 года, но и эту дату можно считать достаточно близкой. Госпожа Гарсия-Эрреро говорит, что это правдоподобно, ведь еще лет 5-6 назад никто и подумать не мог, что китайская облигационная сфера рынка будет развиваться так интенсивно.
Из главного кредитора в главные должники
Но нужно учитывать и то, что со временем Китай, как крупнейший в мире держатель американских гособлигаций может превратиться в нетто-должника. При этом американский долг станет китайским. Сумма этого долга сегодня более триллиона долларов! Возможно, еще и это удерживает китайское правительство от принятия скоропалительных решений по поводу того, что нужно пускать экономику в свободное плавание. Кому захочется в последствии выплачивать такую колоссальную сумму кредиторам США.
Сегодня ситуация складывается так, что чем сильнее валюта страны, тем большее количество государств захочет дать в долг финансовых средств. Добиться этого трудно, но Китай близок именно к такому развитию событий. Власти Поднебесной именно эту проблему и решают сейчас.
Уже к 2015 году, как считают некоторые американские экономисты, сделки между Китаем и африканскими государствами будут осуществляться только в юанях. Нигерия, ЮАР и ряд других достаточно развитых стран Африканского материка к этому готовы уже сегодня.
Самое сложное для нынешнего мира из того, что связано с повышением экономического статуса Китая, это адаптация к новым финансовым реалиям. Западу придется в корне пересматривать свой взгляд на Поднебесную не только с экономических, но и с политических позиций. При этом над США нависает угроза остаться на задворках мировой экономики как стране с огромными непогашенными долгами.