Наверное, уже ни для кого не секрет, что Русская православная церковь (РПЦ) весьма вкусно кормиться, а ее сиятельные владыки ездят на дорогих автомобилях. Для священнослужителей повыше саном каждый год строятся виллы, дворцы и особняки. Откуда деньги РПЦ?
Прошло всего несколько десятилетий после развала СССР, а РПЦ уже превратилась в сильнейшую финансово-экономическую структуру, в распоряжении которой находятся огромные суммы, миллиарды долларов. Однако истинный размер богатств церкви невозможно оценить из-за отсутствия единого бюджета и скрытности иерархов.
Николай Митрохин, научный сотрудник центра изучения Восточной Европы Бременского университета утверждает, что очень трудно выяснить даже примерный размер бюджета РПЦ. Сам Митрохин, является российским исследователем и уже давно пристально изучает РПЦ, при этом, не принадлежа ей.
Он сообщил, что еще с конца 90-х и начала 2000-х годов в Русской православной церкви шла информационная борьба, в которой принимали участие две группировки. Именно в ходе этой борьбы в прессу и стали попадать документы, которые помогли хотя бы немного пролить свет на финансовые дела РПЦ.
Однако в настоящее время основная часть этой информации опять оказалась закрытой, люди стали скрывать даже те скудные данные, которые просочились ранее. Кроме того, немалым препятствием в оценке бюджета РПЦ является то, что его практически не существует, потому, что каждый из более 30 тысяч приходов церкви является самостоятельным юридическим лицом. Также каждая из 160 епархий имеет свой бюджет, а Московская патриархия – свой.
При этом патриархия абсолютно закрыла доступ к своим документам, поэтому откуда там берутся деньги остается огромной тайной. Некоторые аналитики, в том числе и Митрохин, считают, что некоторую часть доходов поступает виде добровольных пожертвований от псевдогосударственных организаций типа "Газпром", также не исключается вариант частичного прямого финансирования государства. Также исследователь сообщил, что 10 лет назад доходы РПЦ примерно составляли 500 миллионов долларов.
В настоящее время следует предполагать, что в связи с общим ростом экономики России, Украины и других стран, где проповедуется православие, доходы РПЦ в долларах или даже евро выросли на порядок или в десять раз.
Из источника в Московский патриархии известно, что кроме пожертвований, МП получает основную часть доходов от двух своих предприятий: фабрики церковной утвари "Софрино" и гостиницы "Даниловская" при Свято-Даниловом монастыре в Москве. Также известно, что Московская патриархия принимает участие, по крайней мере, в двух банках, директор церковного предприятия Софрино Евгений Пархаев возглавляет совет директоров небольшого банка с таким же названием. А среди акционеров банка «Пересвет» числится не только Московская патриархия, ее отдел внешних связей, но и Калужская епархия.
Не менее тесные связи с РПЦ наблюдались у Международного банка Храма Христа Спасителя, который в 2008 году переименовали в Bankhaus Erbe. В настоящее время банк не сообщает о своем сотрудничестве с церковью, но руководство там осталось тем же.
Между тем у многих людей, поверхностно знакомых с религией и которые слышали, что христианство запрещает давать деньги в рост, участие в банковских делах вызывает, мягко говоря, недоумение. Секретарь экспертного совета "Экономика и этика" при Московской патриархии Павел Шашкин на это объясняет, что в христианстве, действительно, существует запрет, касающийся ростовщичества, однако, несмотря на это, многие христианские церкви принимают активное участие в банковских операциях, и не считают это большим противоречием. Например, РПЦ образовала центр инвестиционных программ для участия в других коммерческих проектах.
А в 2007 году данный инвестиционный центр, согласно, сообщениям СМИ, провел в Берлине, Брюсселе и Лондоне презентации некоторых проектов, которые касались вложений в строительство жилых и офисных зданий в различных городах России. Кроме того, при монастырях были созданы агропромышленные предприятия. Известно, что в настоящее время при РПЦ действуют примерно 800 монастырей.
Специалисты считают, что данная скрытность относительно денежных дел является традицией в православии, идущей еще со времен Советского Союза. Сейчас эксперты говорят, что в на сегодняшний день церковь видит главную угрозу не в государстве, а в общественности, различных СМИ и независимых исследователей. Также, есть мнение, что церковники не хотят возбуждать излишнее любопытство у своих прихожан и низовых церковных активистов, тем самым провоцируя сплетни о методах зарабатывания и целях расходования денежных средств церковью.
Кроме того, по оценке некоторых специалистов, пожертвования – или плата за так называемые требы, например, отпевания, крещения и так далее, а также крупные суммы от богатых жертвователей составляют около 80 процентов всех церковных денег.
Зато благодаря такой скрытности в финансовых делах, а может еще по каким причинам, в последние годы стало гораздо меньше скандалов вокруг денег РПЦ, чем в 90-ые годы. Например, в середине 90-х годов, был большой скандал вокруг истории о получении церковью квот на беспошлинный импорт сигарет и вина в порядке "гуманитарной помощи". Тогда стало известно, что подобным бизнесом занимались многие церковники, включая даже самого патриарха Всея Руси Кирилла. Потом все эти льготы отменили в 1996 году.
Весьма скандальным получилось также и восстановление главного храма РПЦ в Москве – Храма Христа Спасителя. А все потому, что сбор добровольных пожертвований на храм в течение 6 лет с 1994 по 2000 годы имел привычный для России вид – российские чиновники просто требовали от предпринимателей сдать деньги на строительство храма.
В настоящее время, по мнению Митрохина, РПЦ зарабатывает не очень много на таких сомнительных вещах, как продажа алкогольных напитков и табачных изделий, тем более, что с конца 90-х никаких новых данных о подобных делах в прессу не поступало.