Среди общества широко распространено мнение о том, что большинство граждан не могут самостоятельно продуктивно работать без железной дисциплины. Эту дисциплину необходимо поддерживать везде, где только можно: в офисе, в институте, в армии, в школе и даже в семье.
Однако недавно канадские ученые выяснили, что жесткие требования могут способствовать появлению у человека навыков вранья. И чем строже требования к человеку, тем, чаще он начинает применять ложь.
Проведя некоторые исследования среди детей, канадские психологи поняли, что дисциплина очень влияет на честность маленьких учеников. Результаты исследований даже были опубликованы в известном психологическом журнале Child Development.
Если говорить подробнее, что профессор Виктория Талвер из Университета Макгилла и профессор Канг Ли из Университета Торонто понаблюдали за поведением младших школьников. Все дети проживали в одном районе, но посещали разные учебные заведения. Часть детей ходили на учебы в школу, отличающуюся строгими правилами, традиционными порядками и авторитарной дисциплиной. В этой школе педагоги обычно за непослушание били детей линейкой, или давали подзатыльники. Причем наказание было за любые провинности, даже если причиной был забытый дома карандаш или небольшое нарушение тишины в классе.
Другая часть школьников посещала учебное заведение с более свободными порядками. Например, за нарушение дисциплины им делали выговор или запрещали играть на площадке некоторое время. Если со стороны ученика было более серьезное нарушение, то в этом случае провинившегося школьника отводили к директору или вызывали в школу родителей.
Психологи провели небольшой эксперимент: они оставляли детей на короткое время в комнате, где находилась какая-либо игрушка, и просили на нее не смотреть, пока не придет исследователь. Конечно, в основном дети не могли удержаться от того, чтобы хотя бы одним глазком не взглянуть на игрушку. Когда психолог возвращался в комнату и спрашивал, выполнил ли ученик его требование, то практически все школьники из учебного заведения со строгими правилами отвечали, что просто смотрели в потолок. Другая половина учащихся другой школы прибегала к спасительной лжи.
Примечательно, что обманув исследователей в самом начале эксперимента, ребята из школы с очень строгими правилами, продолжали лгать дальше. Самое интересное, что они это делали весьма правдоподобно и достоверно. Например, когда им задавали уточняющие вопросы относительно каких-либо отличительных признаков игрушек, то эти дети могли обманывать, сохраняя на лице весьма невозмутимое выражение. При этом каждая беседа проводилась отдельно с каждым ребенком наедине.
По итогам всего эксперимента стало ясно, что авторитарная система воспитания детей способствует тому, что в них начинает развиваться способность ко лжи, к все более частому ее использованию в своей жизни. Школьники привыкают врать, для того, чтобы избежать наказания. Страх быть побитыми или еще как-то наказанными заставляет детей придумывать все более искусную ложь, чтобы выжить и суметь адаптироваться к ситуации.
Руководитель исследования Канг Ли сказал, что подобный эксперимент раз и навсегда докажет людям тот факт, что авторитарная система управления людьми очень неэффективна. Конечно, бывают редкие исключения. Но в большинстве случаев запугивание способствует только тому, что все больше усовершенствуются навыки хитрить и притворяться. Все больше прилагается усилий, чтобы скрыть за ложью даже небольшие свои огрехи.