Остались считанные дни до 21 апреля. Именно с этого числа в Москве увеличится стоимость прохождения процедуры техосмотра. Теперь цена ТО будет зависеть от массы автомобиля. Эксперты считают, что доплачивать придется от 10 до 600 рублей. Пройти техосмотр владельцы автомобилей смогут, как на действующих станциях обслуживания, так и в коммерческих техцентрах. Данное нововведение вступила в силу примерно год назад, но до сих пор еще вызывает множество вопросов у всех участников процесса: водителей, ГИБДД и предпринимателей.
Закон о техосмотре был написан и утвержден довольно быстро, но на практике стало ясно, что он получился сырым и плохо продуманным. Например, не имея талон ТО, невозможно получить полис ОСАГО, а без ОСАГО никак не выедешь на дорогу. Но тогда становится непонятным, каким образом можно доставить автомобиль к месту прохождения техосмотра. Некоторые водители шутят, что придется вызывать для этих целей эвакуатор. Специалисты предлагают ввести так называемый временный полис автогражданской ответственности, сроком на 15 дней. Позже, после прохождения ТО, водитель уже должен получить страховой полис ОСАГО.
Генеральный директор некоммерческого партнерства "Союз предприятий технического осмотра" Игорь Волчек считает, что большинству страховых компаний на самом деле все равно исправно транспортное средство или нет. Главной задачей страховых компаний является реализовать как можно больше полисов ОСАГО. Кроме того, зависимость от техосмотра только мешает страховщикам заниматься собственным бизнесом, способствует возникновению коррупции. Многие автовладельцы недовольны новыми правилами, они заявляют, что их заставляют переплачивать за техосмотр. И если раньше водители ругали инспекторов ГИБДД, то теперь они жалуются на техцентры. Есть сведения о том, что механики в зависимости от суммы или закрывают глаза на неисправность, или составляют целый список мнимых поломок.
Чтобы избавиться от подобных фальшивых накруток, необходимо создать должный уровень конкуренции на рынке. Однако в настоящее время, за три месяца по России открылось только 500 новых пунктов техосмотров, в основной в крупных городах. В регионах данный бизнес не выгоден, поэтому и не получает достаточного развития, никто не хочет работать себе в убыток. Владельцы автосервисов говорят, что стоимость техосмотров выходит слишком низкой. В частности, в столице себестоимость процедуры ТО составляет 1137 рублей, государственный тариф - 720 рублей. В Сургуте же эта цифра в два раза меньше – 414 рублей. Многие владельцы пунктов техконтроля грозятся пойти на крайние меры. Они говорят, что если ставка не будет повышена, то они устроят забастовку. Во Владивостоке решили поднять стоимость прохождения ТО в шесть раз. Причем платить придется всем, исключения составят, только льготники, для которых процедура прохождения техосмотра бесплатна.
В очередной раз хорошая задумка на практике превратилась в головную боль для всех. Автовладелец заполняет необходимые бланки, предоставляет копии документов, а в это время его транспортное средство стоит на въезде и создает очереди. Поэтому, чтобы сэкономить свои нервы и время почти каждый второй водитель приобретает талон техосмотра, благо страховые компании предлагает подобную услугу. Получается, что на самом деле никто не проверяет техническое состояние автомобиля, или же это делается номинально, а на месте оформляется полис ОСАГО.
Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин сообщил, что новый закон пока еще сырой, написан теоретически, существует много недоработок. Российский союз автостраховщиков не имеет право контролировать процедуру прохождения ТО и пункту техосмотра, автоматически включенные в реестр. Более того, в сейчас их пока вообще никто не контролирует.
Лидер движения автомобилистов "Свобода выбора", депутат Госдумы Вячеслав Лысаков имеет другое мнение. Он считает, что если люди получают аккредитацию в РСА и не имеют никакого оборудования, то это самое настоящее мошенничество. До тех пор, пока РСА не имеет право проверять фактическое наличие технической линии, то просматривается всего лишь наличие соответствующих результатов, а далее оператор получен необходимую аккредитацию. Еще одной проблемой является недобросовестное исполнение фирмой своих обязанностей. Обычно когда организация получает аккредитацию, а также имеет свою техническую линию, то ее не включают, а просто торгуют талонами техосмотра.
Чиновник предлагает в целях минимизации коррупции в будущем вообще отменить прохождение ТО. Однако подобная мера будет доступна только тем, кто регулярно обслуживает свои автомобили на сертифицированных автосервисах. Им для покупки полиса ОСАГО будет достаточно предъявить свои чеки или сервисную книжку. Также возможно создание единой электронной базы данных. У депутатов есть еще три недели, чтобы доработать технические аспекты этой идеи.