Население России в последние годы довольно широко охвачено различного рода опросами, проводимыми в рамках маркетинговых и социологических исследований. О наличии опыта участия в одном из таких проектов зявляет более трети россиян (а конкретнее – 34%). Это, безусловно, является положительной тенденцией, свидетельствующей о том, что о состоянии и настроениях населения всё больше интересуются как государственные, так и некоммерческие организации. Особой отраслью за последние годы стали также массовые опросы в Интернете.
Однако ни одно из подобных исследований не было бы возможным без надлежащей финансовой поддержки проектов, которую обеспечивают благотворительные фонды. Один из самых активных среди них – это Благотворительный Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники», предоставляющий денежные средства перспективным молодым исследователям и ученым. При помощи данного фонда были реализованы программы финансирования таких масштабных исследований, как «Бедность в локальном измерении», «Образование и неравенство в локальном измерении», а также исследования проблемы трудовой миграции в России.
Одним из последних проектов данного благотворительного фонда была разработка методики оценки интенсивности и масштабов трудовой миграции, а также изучение социальных механизмов, обеспечивающих этот процесс. Исследовательская группа выявила характерные особенности и постаралась решить сложности в социальной интеграции трудовых мигрантов в отечественные локальные сообщества. Поскольку финансовая поддержка проекта, в целях экономии ресурсов, велась только в пределах Санкт-Петербурга, анализ был проведен на примере мигрантов из Средней Азии, проживающих в его пригородах.
Что интересно, оказалось, взять интервью у мигрантов, опросить их – практически невозможно: социологам они не доверяют. Исследователям пришлось выяснять все вопросы методом продолжительной неформальной беседы. К счастью, по результатам проекта благотворительный фонд смог выработать стратегию, позволяющую в долгосрочной перспективе решить проблему трудовой миграции в России.
Еще один важный социальный проект, проведенный при помощи Благотворительного Фонда «Хамовники», – это исследование уровня бедности в Москве и регионах и оценка самосознания населения на этой почве. Масштабный анализ проводился в 2006-2008 гг. одновременно в шести регионах России. Ученых интересовала, в основном, ситуация с обеспеченностью в конкретных районах и поселениях. Были изучены отдельные группы респондентов из Саратова, Ульяновска, Иркутска, Самары, Новосибирска и Санкт-Петербурга. Благодаря хорошей финансовой поддержке проекта и аккуратному распределению средств, данный благотворительный фонд достиг того, чего не смогло добиться государство: найти оптимальный алгоритм анализа бедности того или конкретного человека, базируясь на общей ситуации в его области и окружении. Эти выводы в будущем позволят отойти от субъективности при принятии решений на выделение пособий и позволят создать оптимальные программы финансирования социальных проектов.
Как видим, финансирование социологических исследований в России сейчас находится на подъеме – благодаря усилиям инвесторов и энтузиастов.