Власти Камчатки начали чистку Авачинской бухты, которая является последним пристанищем для десятков кораблей, в том числе и военных. Несмотря на то, подъем судов на поверхность – работа сложная и трудоемкая, она весьма необходима, так как экосистема бухты оказалась под угрозой.
Например, рыболовный траулер «Светлый» на дне находится уже больше года. Раньше он стоял на причале заброшенный, однако охотники за металлоломом затопили его, выкрутив в трюме латунные заглушки. Чтобы поднять снова корабль на поверхность потребовалась команда водолазов и плавучий кран. Подводные работы заняли не один день, так как сначала необходимо было тросами оторвать траулер от грунта. После этого в корпус опускали насосы, чтобы выкачать всю воду. И, наконец, водолазы закрыли пробоины стальными заплатками.
Согласно официальным данным Росприроднадзора на сегодняшний день на дне Авачинской бухты лежат 70 различных кораблей. И это еще неполные данные, так как рыбацкие суда и военные корабли уже на протяжении сорока лет бросают возле берегов. По словам драйверов-любителей, которые погружаются под воду в этих местах, утверждают, что дно Авачинской долины сильно напоминает город со своими улицами и домами. Как рассказал один из дайверов Игорь Вжещ, он как-то даже видел подводную лодку времен Второй мировой войны. А сверху еще просто завалы кораблей, многие из которых даже не освободили от нефтепродуктов.
Однако остатки топлива и моторного масла являются не единственной угрозой экосистеме бухты. В частности, содержащиеся в проводах, трубопроводах и различной оборудовании металлы попадая в соленую воду окисляются, тем самым отравляя море. Как рассказал руководитель утилизирующей компании, Андрей Пазенко, только на среднем гражданском траулере содержится примерно 30 килограммов кадмия. Кроме того, также в навигационных приборах содержатся только ртуть и мышьяк. Эти тяжелые металлы никуда не денутся, так и останутся под водой в бухте.
Согласно существующему законодательству все расходы по утилизации старых судов должен нести их собственник. Однако, многие суда регистрировались на имя фирм-однодневок для прикрытия нелегального промысла крабами. Существует даже бухта, куда буксировали арестованные за браконьерство рыболовные траулеры. Многие из них выходили в море под флагами соседних государств, например, Монголии. Как заявляют эксперты, браконьерам проще каждый раз арендовать новое судно, чем платить потом штраф государство за свое имущество. Таким образом, ржавые корабли годами остаются в бухте годами, представляя угрозу для экосистемы.
И брошенные корабли могли бы дальше мертвым грузом остаться в бухте, если бы на помощь экологической ситуации не пришла экономическая. За последние несколько лет цена на металлом выросла в два раза. По словам инспектора отдела по надзору на море Росприроднадзора Павла Киселева, раньше цена металл не покрывала даже расходы на подъем затонувшего судна. Зато сейчас некоторые фирмы, имеющие необходимое оборудование для подъема, даже перекупают суда у обанкротившихся компаний.
В настоящее время на Камчатке все больше развивается бизнес по утилизации затонувших кораблей. Сейчас этой работой занимаются сразу несколько компаний. Как утверждают специалисты, на ликвидацию завалов затонувших кораблей в Авачинской бухте потребуется как минимум лет десять.