Покупка более чем двух десятков лайнеров обойдется «Аэрофлоту» почти в $3 млрд (цена одного лайнера по каталогу – от $132 млн). Финансирование планируется осуществить за счет синдицированного кредита под гарантии Eximbank, сообщает «Интерфакс». «Заручившись гарантией Eximbank, мы будем формировать синдикат», – уточнил генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов. Перевозчик начнет получать самолеты с января 2014 года – до этого времени все слоты на Dreamliner, поставки которого начнутся в 2008, уже заняты. Новые воздушные суда нужны «Аэрофлоту» для расширения парка дальнемагистральных самолетов. На сегодняшний день у крупнейшего российского перевозчика уже подписано соглашение с европейским аэрокосмическим концерном (EADS) на приобретение 22 лайнеров Airbus (A-350). Из-за переносов производства первые А-350 попадут в Россию также в 2014 году.
Руководство «Аэрофлота» еще с 2005 года стоит перед дилеммой, модели какого производителя выбрать: Boeing (787 Dreamliner) или Airbus (A-350). У менеджмента компании и у государства (основного собственника) оказались разные предпочтения. Менеджмент «Аэрофлота» склонялся в пользу Boeing, большинство чиновников – в пользу Airbus. Одним из вариантов было дробление контракта для приобретения продукции обеих компаний, однако совет директоров «Аэрофлота» такое решение не поддержал, и все предварительные договоренности были сорваны. В результате в марте 2007 года был подписан контракт исключительно с Airbus.
Первоначально принятое в пользу Airbus решение эксперты единогласно оценивали с политических позиций. Расчет был на то, что наличие серьезного контракта, а также доля в EADS (5,02% принадлежит Внешторгбанку) усилят стратегическое сотрудничество между ОАК и EADS. Вплоть до участия России в стратегических решениях европейского концерна. Надежды не оправдались, это привело к тому, что в поиске стратегического партнера взоры снова обратились к Америке.
Контракт на Boeing 787 пойдет на пользу активно продвигаемой новинке российского авиапрома – Sukhoi Superjet. Boeing и ранее выступал консультантом проекта «Сухого», но теперь его вмешательство станет более явным. Речь идет о помощи Boeing ГСС в послепродажном обслуживании самолета и создании совместного центра обучения персонала.
«Имеют место политические игры со стороны Кремля – они давно уже раскручивают этот несчастный контракт как разменную карту в игре с США и Евросоюзом», – говорит аналитик «AК Барс Финанс» Олег Судаков. Аналогичной точки зрения придерживаются все опрошенные эксперты. А страдает в конечном итоге «Аэрофлот»: отношения между странами меняются довольно динамично, до начала поставок самолетов времени еще много, но смена курса может отдалять их сроки. Как ранее писала «Газета.Ru», в случае подписания контракта с Boeing в конце 2006 года «Аэрофлот» мог получить первые самолеты уже в 2010 году, причем со скидкой в $15-20 млн на каждое судно. Теперь же Dreamliner попадет к «Аэрофлоту» не раньше 2014 года, также как и А-350. То есть по отношению к первоначальным предложениям сроки получения современных лайнеров сдвинулись на 4 года. «В такой ситуации несладко приходится в первую очередь «Аэрофлоту», которому необходима определенность с будущим поставщиком», – уверен старший аналитик ИГ «Вика» Сергей Генералов. По мнению его коллеги из «АК Барс Финанс», непредсказуемость нынешней геополитической ситуации до сих пор ставит под сомнение будущее дальнемагистрального парка «Аэрофлота».