Рано, по мнению депутатов, и требовать от чиновников отчитываться о доходах всех членов семьи.
Законопроект «О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством» внесли еще во время работы третьего думского созыва депутат от КПРФ Николай Коломейцев и два единоросса - Борис Резник и Александр Хинштейн. Они предложили создать специальные институты по борьбе с коррупцией, такие, как пост уполномоченного по этике в органах власти и парламентская комиссия по борьбе с коррупцией. Полномочия новых бюрократических единиц распространялись до самых небес - например, комиссия могла бы отслеживать на предмет коррупции деятельность президента, премьера, секретаря Совета безопасности, судей, депутатов и сенаторов, председателя Центробанка и полномочных представителей президента в федеральных округах.
Все эти чиновники, согласно законопроекту, должны были предоставлять сведения не только о собственных доходах и имуществе, как это делается раз в год и сейчас. Чиновникам пришлось бы держать ответ и за своих ближайших родственников. Предлагалось обязать госслужащих предоставлять такие сведения во время пребывания в должности, а также в течение трех лет после того, как они ее покинут. И это еще не все, законопроект вводил целый ряд ограничений. Например, всем вышеперечисленным чиновникам запрещалось принимать подарки, услуги, денежные вознаграждения, а также оплату отдыха, транспортных расходов и поездок за границу. Исключение сделали лишь для подарков, которые имеют символическое значение. А вот открывать банковские счета за границей чиновники права бы не имели. Уполномоченный по этике смог бы согласно определенной процедуре «приостановить осуществление полномочий любого лица» в случае нарушения запретов или предоставления неверной информации.
Все это, конечно же, делалось не только для того, чтобы усложнить и так непростую жизнь чиновников. Введение таких обязанностей должно снизить уровень личной заинтересованности государственных служащих при исполнении своих обязанностей и соответственно предотвращать и выявлять коррупцию в системе государственного управления.
Но проект не поддержали ни правительство, ни Верховный суд, ни профильные комитеты Госдумы Совета Федерации. Возражения нашлись самые принципиальные - законопроект в корне противоречит Конституции. Во-первых, Основной закон страны защищает частную и семейную тайну. Эта защита, разумеется, распространяется и на госслужащих, что делает недопустимым сбор информации об их частной жизни в обязательном порядке. Во-вторых, в Конституции уже предусмотрен совершенно другой порядок прекращения полномочий высших чиновников, и менять его пока нет надобности. В итоге законопроект отклонили окончательно, без права на доработку.