Михаил Делягин
Строительство квартир из «маяка» российской экономики периода кризиса неминуемо превращается в ее позор
Строительство жилья производит впечатление самой парадоксальной отрасли современной российской экономики. На всем протяжении этого года ввод жилья в строй демонстрировал рекорды.
При том, что строительство, наряду с торговлей, пало первой жертвой социально-экономического кризиса! Спад ВВП после недавнего головокружительного роста превысил 10%, федеральный бюджет перешел к мучительному проеданию отложенного «на черный день», а регионы трясло и ломало от роста безработицы и падения бюджетов…
Статистика же по квадратным метрам оставляет место только аплодисментам. Переходящим в овации.
Так, в первом квартале ввод в строй жилья увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,4%. В апреле он вырос на беспрецедентные 10.9%. В мае – на вполне убедительные 3,2%. Правда, в июне - сократился сразу на 13%. Из-за этого совокупный результат II квартала оказался ниже прошлогоднего на 2.8%. Но уже в июле рост возобновился - 6.6%. В итоге: общий ввод жилья в нашей стране за январь-июль текущего года оказался выше прошлогоднего уровня, хотя и ненамного – на 0,7%.
В условиях социально-экономического кризиса, погрузившего в оцепенение значительную часть государства, бизнеса и даже ко всему привычного населения, затравленно гадающего о масштабах и сроках прихода его «второй волны», - это, безусловно, великолепный результат.
Отчасти он объясняется закрытием значительного количества малых и средних бизнесов, владельцы которых, выведя деньги из оборота, обнаружили отсутствие возможностей их рационального вложения. Часть их, вероятно, воспользовалась в этих условиях удешевлением рабочей силы и строительных материалов, чтобы направить деньги на качественное улучшение своих жилищных условий.
Таким образом, с данной точки зрения рост вводимого в строй жилья представляет собой превращенную форму усиления потребительских настроений, признак специфического проявления роста склонности к потреблению одной из социальных групп.
Кроме того, часть предпринимателей, выйдя из бизнеса и обретя свободное время, вполне могла зарегистрировать ранее возведенные строения. В условиях экономического роста, благоприятной конъюнктуры и значительной затрудненности соответствующих процедур до этого легко могли просто «не доходить руки». Теперь же и времени стало больше, и регистрация несколько упростилась.
С учетом того, что перед началом кризиса более половины жилья в нашей стране вводилось непосредственно населением, а не строительными организациями, это изменение поведения вполне могло принять статистически значимые масштабы.
Однако главным фактором, безусловно, является концентрация усилий строительных организаций на достройке жилищных комплексов.
Обычно строительная фирма распределяет свои силы между несколькими объектами: один завершается, другой строится, третий только закладывается. В условиях кризиса объекты низкой степени готовности без тени сомнений откладываются «на потом». А все силы (если они, конечно, вообще остались в ходе кризиса) концентрируются на завершении объектов в относительно высокой степени готовности. Эта концентрация ресурсов на завершении ранее начатых объектов и объясняет высокие темпы сдачи жилья в первые семь месяцев текущего года.
Производители лифтов и другого оборудования для много-этажных домов отмечают, что процесс форсированной достройки ранее начатого жилого строительства по России в целом стал сходить на нет уже в июле. Они ждут, что в сентябре этот процесс завершится - в основном. А в октябре – полностью. Все, что имело смысл достраивать, даже с учетом государственной поддержки, будет достроено.
Существенно, что статистика отразит это явление с некоторым запозданием, так как между фактическим завершением строительства и принятием дома государственной комиссией (а «ввод жилья в строй» становится статистическим фактом именно в результате акта приемки) проходит определенное время.
Но общий исход неизбежен - строительство жилья из «маяка» российской экономики превратится в ее позор. Ведь новые жилые комплексы уже почти год практически не закладываются.
Возникает вопрос: как быть с квартирным вопросом для граждан, нуждающихся в жилье? Подчеркну, решение жилищного вопроса требует не активизации строительства как таковой, а повышения степени доступности жилья для обычных, в том числе и попавших под удар кризиса, людей.
Необходимые меры понятны. В первую очередь разумно национализировать пустующие более года новостройки, принадлежащие юридическим лицам, выплатив им расчетную себестоимость жилья - без учета взяток и монопольного завышения цен.
Полученный жилой фонд, равно как и жилье, выкупленное у строительных и девелоперских компаний за долги, передать нуждающимся в улучшении жилищных условий семьям с детьми и молодым специалистам в качестве социального жилья.
Следует осуществить массовую программу строительства мало-этажного жилья по современным дешевым технологиям с технической и социальной инфраструктурой. И предоставлять его по договорам социального найма.
Необходимо прекратить всякую господдержку банкам, вла-деющим значительным непроданным жильем, чтобы побудить их реализовать это жилье, снизив тем самым его остающуюся неоправданно завышенной цену.
Также надо обеспечить резкое снижение стоимости жилья за счет сокращения взяток, выплачиваемых застройщиками коррумпиро-ванным представителям региональных и местных властей. Сделать это можно за полгода.
Однако наше государство, насколько можно судить по его действиям, заботится о защите от кризиса, увы, не столько собственных граждан, сколько наживающихся на их бедах спекулянтов.
Пока этот фундаментальный подход не изменится, решение жилищной проблемы остается невозможным вне зависимости от динамики ввода в строй нового жилья.
Михаил Делягин - директор Института проблем глобализации, д.э.н.
Источник