Противники СССР и стран Варшавского договора провели всю «холодную войну» в ожидании нашествия лавины танков с Востока. Для отражения вполне реальной угрозы создавались всё более эффективные противотанковые артиллерийские системы. Но этого явно было недостаточно. Парировать неуклонный рост огневой мощи, защищенности и маневренности советских танков должны были мобильные ракетные комплексы, в которых использовались реактивные снаряды класса anti-tank missile (т.е. ПТУРС), управляемые в полёте по проводам. В качестве шасси зачастую применялись лёгкие бронеавтомобили, что придавало пусковым установкам такое немаловажное качество, как аэромобильность.
Типичный представитель этой категории боевых машин – английский «Хорнет» – симбиоз пусковой установки ПТУРСов «Малкара» и стандартного армейского бронированного автомобиля. «Хорнет» состоял на вооружении парашютно-десантных войск Великобритании в 1960-70-е годы.
Бронеавтомобиль собран на шасси армейского однотонника «Пиг» фирмы «Хамбер». Задняя кабина заменена на небольшую платформу, на которой размещена пусковая установка для двух реактивных снарядов «Малкара». Ракеты крепились к балкам-направляющим по-самолетному – подвешивались снизу. Пусковая установка разворачивалась на 40 градусов в каждую сторону.
В распоряжении экипажа находилось всего четыре снаряда: два в боевом положении и ещё пара – в контейнерах. В том случае, если «Хорнету» предстояло опуститься на землю с парашютом, на балках снаряды не устанавливались.
Доставку на поле боя противотанковых комплексов, как и другой аэромобильной техники, осуществляли самолеты «Аргус», «Белфаст» и «Беверли» – «рабочие лошадки» британской военно-транспортной авиации того времени. Для десантирования парашютным способом бронеавтомобиль устанавливался на стандартную платформу.
Радиус действия комплекса «Хорнет/Малкара» был небольшим. Так, снаряд типа Мк.1 имел дальность полёта всего 1800 м, причём на это максимально возможное расстояние он улетал за 15 секунд. Более совершенные образцы обладали дальностью полёта до 3000 м. Минимальная зона поражения составляла от 450 до 700 м. Дистанцию в 450 м ПТУРС пролетал за 3 с, 1000 м – за 7,5 с, 2000 м – за 14 с, 3000 м – за 21 с. Управление снарядом с четырьмя поворотными рулями осуществлялось путём передачи команд по проводам. Автоматика компенсировала погрешности наведения, вызванные вращением снаряда, и влияние бокового ветра.
Экипаж машины состоял из трёх человек: командир, водитель и радист, причём обязанности оператора противотанкового комплекса были возложены на командира. Точно так же его функции мог исполнять один из двух членов экипажа. Рабочее место командира-оператора находилось слева от водителя. Для контроля и наблюдения за полётом снаряда оно было оборудовано перископом, поворачивающимся на 160°.
Противотанковые ракетные комплексы «Хорнет/Малкара» предназначались для оснащения парашютно-десантных дивизионов, сформированных в составе Королевского танкового корпуса в 1961-1963 гг. Позднее, в 1965-м, эти механизированные десантные подразделения стали частью 16-й парашютной бригады.
В 1976 г., в связи с общим сокращением британских парашютно-десантных войск, бригаду расформировали. Тогда же были сняты с вооружения боевые машины «Хорнет» и весь ассортимент применяемых ПТУРСов. Их заменил новейший противотанковый ракетный комплекс «Свингфайр», использующий в качестве шасси автомобиль «Феррет» Мк.5.
Да, служба системы «Хорнет/Малкара» оказалась недолгой. Хотя мощность боеголовки реактивного снаряда была велика, также велик был и его вес, а скорость полёта и дальность оставляли желать лучшего. Пусковая установка не выдерживала и восьми ракетных стартов – требовался ремонт или замена балок-направляющих, что выходило за рамки всех регламентных норм.
Весьма скромный боекомплект и сложность перезаряжания ограничивали боевые возможности комплекса. И как уже говорилось, «Хорнет» с заряженной пусковой установкой нельзя было сбрасывать с парашютом, поэтому его боеготовность в момент приземления равнялась нулю. Но, несмотря на множество недостатков, система «Хорнет/Малкара» стала заметной вехой в развитии ракетных противотанковых средств поля боя.
Общий вид пусковой установки ПТУРС «Малкара» на шасси бронеавтомобиля «Хорнет»
Пусковая установка ПТУРС «Малкара» на шасси бронеавтомобиля «Хорнет». Парашютный дивизион в составе Королевского танкового корпуса. Великобритания, 1963 г.
Опытные машины «Хорнет/Малкара» имели однотонную оливковую окраску, боевые части ракет – жёлтую. На корпусах реактивных снарядов, между крыльями, были нанесены белые эксплуатационные надписи.
Стандартный пустынный камуфляж серийных экземпляров состоял из довольно широких вертикальных волнистых полос примерно одинаковой ширины песочного и зелёного цветов. Номера – традиционные британские, типа 06ВК66 или 09ВК63. Горизонтальные располагались спереди справа над фарой, вертикальные – сзади на противогрязевом щитке. На бортовых ящиках, судя по фото, мог быть нанесен тактический номер, например: «24» в жёлтом квадрате.
Типичный представитель этой категории боевых машин – английский «Хорнет» – симбиоз пусковой установки ПТУРСов «Малкара» и стандартного армейского бронированного автомобиля. «Хорнет» состоял на вооружении парашютно-десантных войск Великобритании в 1960-70-е годы.
Бронеавтомобиль собран на шасси армейского однотонника «Пиг» фирмы «Хамбер». Задняя кабина заменена на небольшую платформу, на которой размещена пусковая установка для двух реактивных снарядов «Малкара». Ракеты крепились к балкам-направляющим по-самолетному – подвешивались снизу. Пусковая установка разворачивалась на 40 градусов в каждую сторону.
В распоряжении экипажа находилось всего четыре снаряда: два в боевом положении и ещё пара – в контейнерах. В том случае, если «Хорнету» предстояло опуститься на землю с парашютом, на балках снаряды не устанавливались.
Доставку на поле боя противотанковых комплексов, как и другой аэромобильной техники, осуществляли самолеты «Аргус», «Белфаст» и «Беверли» – «рабочие лошадки» британской военно-транспортной авиации того времени. Для десантирования парашютным способом бронеавтомобиль устанавливался на стандартную платформу.
Радиус действия комплекса «Хорнет/Малкара» был небольшим. Так, снаряд типа Мк.1 имел дальность полёта всего 1800 м, причём на это максимально возможное расстояние он улетал за 15 секунд. Более совершенные образцы обладали дальностью полёта до 3000 м. Минимальная зона поражения составляла от 450 до 700 м. Дистанцию в 450 м ПТУРС пролетал за 3 с, 1000 м – за 7,5 с, 2000 м – за 14 с, 3000 м – за 21 с. Управление снарядом с четырьмя поворотными рулями осуществлялось путём передачи команд по проводам. Автоматика компенсировала погрешности наведения, вызванные вращением снаряда, и влияние бокового ветра.
Экипаж машины состоял из трёх человек: командир, водитель и радист, причём обязанности оператора противотанкового комплекса были возложены на командира. Точно так же его функции мог исполнять один из двух членов экипажа. Рабочее место командира-оператора находилось слева от водителя. Для контроля и наблюдения за полётом снаряда оно было оборудовано перископом, поворачивающимся на 160°.
Противотанковые ракетные комплексы «Хорнет/Малкара» предназначались для оснащения парашютно-десантных дивизионов, сформированных в составе Королевского танкового корпуса в 1961-1963 гг. Позднее, в 1965-м, эти механизированные десантные подразделения стали частью 16-й парашютной бригады.
В 1976 г., в связи с общим сокращением британских парашютно-десантных войск, бригаду расформировали. Тогда же были сняты с вооружения боевые машины «Хорнет» и весь ассортимент применяемых ПТУРСов. Их заменил новейший противотанковый ракетный комплекс «Свингфайр», использующий в качестве шасси автомобиль «Феррет» Мк.5.
Да, служба системы «Хорнет/Малкара» оказалась недолгой. Хотя мощность боеголовки реактивного снаряда была велика, также велик был и его вес, а скорость полёта и дальность оставляли желать лучшего. Пусковая установка не выдерживала и восьми ракетных стартов – требовался ремонт или замена балок-направляющих, что выходило за рамки всех регламентных норм.
Весьма скромный боекомплект и сложность перезаряжания ограничивали боевые возможности комплекса. И как уже говорилось, «Хорнет» с заряженной пусковой установкой нельзя было сбрасывать с парашютом, поэтому его боеготовность в момент приземления равнялась нулю. Но, несмотря на множество недостатков, система «Хорнет/Малкара» стала заметной вехой в развитии ракетных противотанковых средств поля боя.
Общий вид пусковой установки ПТУРС «Малкара» на шасси бронеавтомобиля «Хорнет»
Пусковая установка ПТУРС «Малкара» на шасси бронеавтомобиля «Хорнет». Парашютный дивизион в составе Королевского танкового корпуса. Великобритания, 1963 г.
Опытные машины «Хорнет/Малкара» имели однотонную оливковую окраску, боевые части ракет – жёлтую. На корпусах реактивных снарядов, между крыльями, были нанесены белые эксплуатационные надписи.
Стандартный пустынный камуфляж серийных экземпляров состоял из довольно широких вертикальных волнистых полос примерно одинаковой ширины песочного и зелёного цветов. Номера – традиционные британские, типа 06ВК66 или 09ВК63. Горизонтальные располагались спереди справа над фарой, вертикальные – сзади на противогрязевом щитке. На бортовых ящиках, судя по фото, мог быть нанесен тактический номер, например: «24» в жёлтом квадрате.